«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях» Т.И. Глушкова Т.А. Мельникова МКДОУ 37 «Теремок» 2013 год
Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у детей с нарушением речи и зрения
Задачи Укрепить психоэмоциональное и физическое состояние детей. Укрепить психоэмоциональное и физическое состояние детей. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развивать диафрагмальное и речевое дыхание. Развивать диафрагмальное и речевое дыхание. Укреплять мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Укреплять мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Расширять словарный запас у детей. Расширять словарный запас у детей. Развивать и укреплять артикуляционный аппарат. Развивать и укреплять артикуляционный аппарат. Улучшать звуковую культуру речи детей. Улучшать звуковую культуру речи детей. Развивать коммуникативные навыки. Развивать коммуникативные навыки. Развивать творческую фантазию и воображение. Развивать творческую фантазию и воображение.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков
Фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания. Фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
Логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата
Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга
Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно- двигательного и координационного тренинга
Пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук
Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
В зависимости от сюжета занятие может включать: упражнения на релаксацию под музыку, речевые игры, задания на развитие чувства ритма, массаж (спины, рук, ног и т.п.) В зависимости от сюжета занятие может включать: упражнения на релаксацию под музыку, речевые игры, задания на развитие чувства ритма, массаж (спины, рук, ног и т.п.)
Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и позитивного самоощущения Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и позитивного самоощущения
Для обогащения речевого опыта используется наглядный материал по лексическим темам: Для обогащения речевого опыта используется наглядный материал по лексическим темам: иллюстрации; иллюстрации; элементы костюмов, маски; элементы костюмов, маски; игрушки; игрушки; детские музыкальные инструменты; детские музыкальные инструменты; литературный текст: загадки, стихи и т.д. литературный текст: загадки, стихи и т.д.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей
Предполагаемые результаты Укрепление психоэмоционального и физического состояния детей. Развитие слухового внимания и зрительной памяти. Совершенствование мелкой и общей моторики. Развитие диафрагмального и речевого дыхания. Укрепление мышц глотки, гортани, мягкого нёба. Расширение словарного запаса у детей. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Улучшение звуковой культуры речи детей. Развитие коммуникативных навыков. Развитие творческой фантазии и воображения.