Развитие фонематического слуха Учитель-логопед МКДОУ 37 Т.А.Мельникова
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
умение определять последовательность и количество звуков в слове.
1.Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. 2.Выработка орфографических навыков. 3.Овладение чтением. 4.Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.
1.Смешение звуков: звонкие- глухие (блакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие (ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты (чветы – цветы). 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 4. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 5. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
вагон вакон фагон вагон факон вагом бумага пумага тумага пумака бумака собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка корабль – корябль – колябль – колабль – коябль
ка – ка – га – ка на – ма – на – на па – па – па – та да – ла – ла – ла ра – та – ра – ра ба – ба – га – ба тя – ла – тя – тя хи – ки – хи – хи жа – жа – жа – жу ды – ры – ры – ры
да – та – да да – та – да са – ша – са са – ша – са жа – ша – жа жа – ша – жа ра – ла – ра ра – ла – ра ба – па – ба ба – па – ба за – са – за за – са – за ча – тя – ча ча – тя – ча га – ка – га га – ка – га ца – са –ца ца – са –ца ща – ча – ща ща – ча – ща та – да – та та – да – та ша – са – ша ша – са – ша ша – жа – ша ша – жа – ша ла – ра – ла ла – ра – ла па – ба – па па – ба – па са – за – са са – за – са тя – ча – тя тя – ча – тя ка - га – ка ка - га – ка са – ца – са са – ца – са ча – ща – ча ча – ща – ча
Покажи на картинку, когда услышишь соответствующий звук Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а». Мышонок смеется: «И-и-ии-ии». Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э». Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у». Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о». Штангист подгимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».
[а] у а э и ы э у а о и ы и о а и э а [у] э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и [и] а ы э и у а ы э и о у а и э и а о
ао – уа – аи – ио аиу – иао – уао – оиы аоуи – иуоа – иыоу – аэуо
ааууауоауиоаыауиоэоуаиауоуиэуо
кладмосткранкругполеплугсукстоластракомстаяграч