Исследовательский метод в обучении
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег
В стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить» при этом используя элементы проблемных поисковых исследовательских эвристических методов обучения.
Функции исследовательского метода обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их; сформировать черты творческой личности; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; являться условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.
Сущность исследовательского метода - способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Эвристические методы обучения делятся на: проблемное изложение; частично-поисковые методы; исследовательские методы.
метод проблемного изложения самостоятельная поисковая деятельность учащегося, по существу, отсутствует, но его применение приводит к тому, что вместо заучивания трудного материала ребята участвуют в процессе познания, проникая во все более сложные явления и постигая их взаимосвязи.
исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, но в то же время исследовательский метод в обучении лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования.
Напряженность поиска и радость открытия – эмоциональные факторы, способствующие воспитанию настойчивости, целеустремленности и трудолюбия.
Этапы процесса исследования: Наблюдение и изучение фактов и явлений. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем). Выдвижение гипотез. Построение плана исследования. Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями. Формулирование решения, объяснения. Проверка решения. Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Учащихся необходимо учить так, чтобы они постепенно овладевали отдельными этапами научного познания, решения проблем, приобретали отдельные черты творческой деятельности.
Условия применения исследовательского метода в образовательном процессе: наличие базовых знаний знания, приобретаемые на данном уроке находятся в зоне ближайшего развития учащихся. объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно. у учащихся должен быть навык подобной деятельности. учащиеся должны владеть методами научного познания.
Организация исследовательской деятельности школьников позволяет: расширить область личных и общечеловеческих знаний. осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания. получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт. формировать научно-исследовательские навыки. создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира. выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
Исследовательский метод позволяет учащимся: 1. Определить текущие границы личных знаний; 2. Реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности; 3. Проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования; 4. На основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;
5. Самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования. 6. Самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы. 7. Расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований. 8. Увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении 1 этап Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода.
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении 2 этап Разработка (проектирование) уроков с применением исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно- познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении 3 этап Информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. 4 этап Организация учебного процесса с элементами исследования.
Деятельность учителя, применяющего исследовательский подход в обучении 5 этап Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.
Психолого-педагогические умения: ставить перед детьми исследовательские задачи в понятной для них форме; увлечь исследовательской проблемой, темой исследования; организовать взаимодействие в исследовательской деятельности; быть терпимым к ошибкам учащихся, их идеям и мнениям; создавать условия для обмена мнениями в ходе открытых дискуссий; поощрять и развивать критичность мышления; мотивировать и стимулировать выдвижение новых, оригинальных идей и направлений поиска; учитывать интересы и следить за их динамикой; быть гибким в индивидуальном выборе и темпе работы учащихся.