«…это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. В.П. Кудрявцев:
Урок русского языка по теме Формы слова.
Цель урокаЭтапы УрокаТворческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Выражение – выражение нового знания решения в доступной форме Реализация – представление продукта учителю и классу
АнализУчительУченик Постановка учебной проблемы Запишите слова 1 и 2 столбиков: Земля земляной, Земле приземлиться, Земли земледелец, О земле подземный. По какому принципу подобраны слова в столбиках? Это всё однокоренные слова, но разные части речи выдвижение гипотезы Давайте проверим, определим части речи. Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент). Подумаем ещё… В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) Разное строение слов (1 вывод) Подводящий к теме диалог Проверим, разберите слова по составу. Что получилось? У них разное строение В первом столбике меняется только окончание, во втором – изменяются суффиксы, приставки
АнализУчительУченик Подводящий к теме диалог Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором? Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему? Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж. Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.) Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.) Формулировка темы Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? Однокоренные слова и формы слов.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья И рожь в полях растёт В. Кондрашов
Почему исчезли из употребления эти слова ?
Найди лишнее слово и объясни почему оно лишнее перст перстень перчатки наперсток палец
Отечество, Родина, Отчизна. Объясните свой выбор.
«В избе у нас места всем хватит…» «Хата у нас просторная…»
«К речке узенькая тропинка ведёт» «Добежишь до речки по стежке»
«Утром рано петух тебя разбудит» «По утрам станет кочет тебя будить»
Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор! Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга. - Это что же за дерево такое – ветла? - Иву у нас так называют. - А у нас её зовут лоза.
- Хороший, значит, солнечный.
Почему же так по- разному говорят бабушки?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?» Людоед ответил: «Конечно, могу». Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!» ДИАЛОГ Воробей и Синица. Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? Ружье. Э-э, не угадала! Пушка? Опять не угадала! Какое же тогда, Воробей? Рогатка... (Н. Сладков)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ