Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком же может быть любой чувственно воспринимаемый предмет, используемый в качестве представителя любого другого, от личного от него предмета, который называется его денотатом (значением).
По классификации, разработанной родона чальником семиотики Ч. С. Пирсом в 1867 г., знаки делятся на естественные (знаки- индексы), иконические (знаки-образы) и символические (знаки-символы). Под знаком-индексом в семиотике понимается предмет, который, сам являясь частью целого, свидетельствует о других частях этого целого, об их свойствах и отношениях между ними. Определяющим свойством иконического знака является его изоморфизм по отношению к изображаемому. Этот изоморфизм чаще всего проявляется как совпадение знака с его значением по их внешнему виду.
Наивысшая же степень обобщенности и опосредованности присуща такому виду знаков, как знаки-символы. Символы в строгом смысле, как их определяет семиотика это такие знаки, которые не связаны с обозначаемым ни естественной связью, ни внешним сходством, эта связь для них имеет всегда только искусственное происхождение, является чисто конвенциональной, условной.
Хотя в качестве знаков-символов и могут использоваться предметы естественного происхождения, собственно знаками они становятся лишь в деятельности человека. Причем эта деятельность является социальной, поскольку использование знаков всегда происходит в контексте общения. В сложных видах символической деятельности бывает трудно выделить тот или иной тип знаков в чистом виде. Именно таким видом деятельности является создание имиджей.
Имидж представляет собой не единичный, отдельно стоящий знак, а знаковую структуру. Под знаковой структурой мы будем понимать такую устойчивую, организованную совокупность знаков, которая в свою очередь сама выступает в качестве знака и может представлять некоторый относительно устойчивый объект. Примерами знаковых структур могут служить литературное произведение, спектакль, фильм, кукла и т.п.
Всякий имидж является знаковой структурой. Эта знаковая структура объединяет в себе предметы самой различной природы, но все они являются знаками. Очевидно, что имидж является структурой содержащей знаки-символы (т.е. символической структурой), поскольку при его создании обязательно используется, по крайней мере, вербальный язык, а именно со словесным отражением дей ствительности принято в первую очередь связывать феномен символизма.
В составе знаковых структур, включающих, помимо знаков-символов, также естественные и иконические знаки. При этой трактовке символ выступает как комплексный, обогащенный знак, обладающий свойствами всех трех описанных типов знаков и от ымающийся от знаков-индексов и знаков- образов не только более сложной, опосредованной, но и более свободной связью с «означаемым», что открывает широкие возможности для создания новых значений, отсутствующих в физическом мире. Именно благодаря символам становится возможным конструирование социальной реальности.
Индексы и образы в составе символической структуры, в частности имиджа, могут нести (и, как правило, несут) символическую нагрузку. Это происходит потому, что они функционируют в социальном контексте. Имиджмейкеры обычно учитывают, что при построении имиджа необходимо использовать символы, значимые для аудитории, с сохранением их семантики. Новые символы вводятся только в случае необходимости, когда невозможно при помощи известных символов выразить значимую для имиджа информацию.
Специалисты говорят, что имидж всегда представляет собой «полуфабрикат», поскольку он задает направления для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом целевой аудитории или воспринимающего человека, содержит в себе «ключи», т.е. символы, интерпретируемые в процессе их восприятия. Этими свойствами имиджа обосновывают необходимость в процессе его построения применять психосемиотический подход, позволяющий учитывать возможности интерпретации того или иного знака в составе имиджа.
Что касается психосемиотической рефлексии, то это качество означает способность воспринимать порождаемые самими собой знаки как бы со стороны (рефлексия первого порядка) и глазами другого человека (рефлексия второго порядка). Чем более развиты эти две способности, тем большего успеха достигает человек в предъявлении себя другим.