от основания государства до наших дней
Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1654 г. В целях повышения эффективности финансового управления под кураторством царской Думы был учрежден Счетный приказ. Данное ведомство курировало ведение доходов и расходов государства.
Счетный Приказ считал государственные финансы по книгам других центральных Приказов и земельных учреждений, обращался к ним с запросами по исполнению ассигновок, данных по должностным лицам, послам, полковым воеводам, вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходно- расходными книгами.
При Петре I высшим финансовым учреждением России стал Сенат, были образованы Коллегии, заменившие управленческие функции ранее действовавших Приказов. Позже контрольным учреждением России стала Ревизион - коллегия. Она заведовала счетами всех государственных доходов и расходов, а также разоблачала злоупотребления по части собирания доходов и использования расходов.
При Екатерине I высшим финансовым учреждением стал Верховный тайный совет, а контрольные функции сохранились за Сенатом и Ревизион - коллегией.
В эпоху Екатерины II произошло объединение Ревизион - коллегии и Камер-коллегии в составе губернских Казенных палат. В результате реформирования государственного устройства контроль в провинциях России децентрализовался.
При Павле I, была вновь проведена централизация государственного управления: коллегии и их функции были восстановлены, а обязанности Казенных палат значительно сужены.
Вступление на престол Александра I было ознаменовано широкими преобразованиями в государственном управлении. Управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая – Государственному казначею, третья – Государственному контролеру.
Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Манифестом от 25 июля 1810 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов.
Николай I учредил особый политический контроль, отличный от государственного.
В 1863 г., во время правления Александра II, были составлены Правила о поступлении государственных доходов и производстве государственных расходов, известные под кратким наименованием «кассовых правил».
Александр III принял новый закон о государственном контроле. В 1888 г. была образована Центральная бухгалтерия Государственного контроля для составления отчетности по исполнению государственных росписей.
20 февраля 1906 г., при Николае II, в России были опубликованы закон и новые положения о Государственном Совете и Государственной Думе. К компетенции Думы стали относиться государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчет по исполнению росписи.
После Октябрьской революции 1917 г. был образован Народный комиссариат государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. ВЦИК утвердил Временное положение о государственном контроле
Президиум Верховного Совета СССР 6 сентября 1940 г. принял Указ об образовании Народного комиссариата государственного контроля СССР, а 15 октября того же года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о Наркомате госконтроля СССР.
К 1965 г. система управления была реформирована. В свою очередь это потребовало реформирования органов государственного контроля. Исходя из новых условий и задач, в декабре 1965 г. было принято решение о преобразовании органов партийно- государственного контроля в органы народного контроля, Закон о народном контроле СССР определил полномочия контрольных органов.
К началу 1991 г. система государственного контроля была дезориентирована и основательно разрушена и пятая сессия Верховного Совета СССР 16 мая 1991 г. в числе законов, связанных с переходом к рыночной экономике приняла закон о Контрольной палате СССР.
В соответствии с данным законом Контрольная палата СССР получала право контроля за эффективным и производительным использованием государственного бюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления.
В декабре 1991 г. в процессе ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата СССР была упразднена.
7 февраля 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим Постановлением образовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации. Этим же Постановлением было утверждено временное Положение о Комитете.
После октябрьских событий 1993 г. Контрольно-бюджетный комитет был передан в ведение Правительства Российской Федерации, а затем (в апреле 1994 г.) – Государственной Думе Российской Федерации. 30 декабря 1994 г. Контрольно- бюджетный комитет был ликвидирован в связи с принятием Федерального закона О Счетной палате Российской Федерации.
который закрепил необходимость создания конституционного органа – Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации. Основная задача этого органа – экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в России.
Более подробно можно прочитать в одноименной статье на официальном сайте Краснозоренского района по адресу в разделе «Контрольно-счетный орган»