Учет основных средств
Нормативная база ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Методические указания по учету основных средств 91 н НК РФ (гл. 21, 25,30 )
Определение Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Классификация основных средств К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Стоимостной критерий признания основных средств Активы, в отношении которых выполняются перечисленные условия, и стоимость которых в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Определение основных средств в налоговом учете Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, которое находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более рублей.
Оценка основных средств В бухучете существует 3 вида оценки основных средств: По первоначальной стоимости (при поступлении); По восстановительной стоимости (при переоценке); По остаточной стоимости (в бух. балансе).
Покупка основных средств Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств.
Типичные бухгалтерские проводки по покупке основного средства Д 08 К 60,76 - покупка ОС, суммирование всех затрат Д 19 К 60,76 - НДС входящий Д 60,76 К 51 - расчет с поставщиками Д 01 К 08 - ввод в эксплуатацию, определение первоначальной стоимости Д 68/ндс К 19 – принят к возмещению из бюджета НДС
Поступление основного средства в счет вклада в уставный капитал Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерские проводки Д 08 К 75 – поступление основного средства в счет вклада в уставный капитал организации; Д 19 К 75 - НДС входящий; Д 01 К 08 – ввод в эксплуатацию, формирование первоначальной стоимости.
Безвозмездное поступление основного средства Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Бухгалтерские проводки Д 08 К 98/2 – безвозмездное поступление основного средства; Д 08 К 76 - затраты на оценку; Д 01 К 08 – ввод в эксплуатацию, формирование первоначальной стоимости; Д 20,25,26 К 02 – начисление амортизации ОС; Д 98/2 К 91/1 – часть доходов будущих периодов отнесено к текущим доходам.
Поступление основного средства по обменным операциям Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
Первоначальная стоимость в налоговом учете Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
Первоначальная стоимость в налоговом учете Первоначальная стоимость основного средства полученного в счет вклада в УК равна остаточной стоимости и определяется по данным налогового учета передающей стороны. Из фактических затрат при поступлении ОС исключаются суммы поименованные в ст. 255 (расходы на оплату труда),ст.263 (страх. взносы), ст. 264 (прочие расходы).
Амортизация основных средств Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования )
Амортизация основных средств Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Способы амортизации основных средств Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Способы амортизации основных средств Годовая сумма амортизационных отчислений определяется: при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3
Способы амортизации основных средств При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – амортизация определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Определение основных средств в налоговом учете Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. первая группа - имущество со СПИ от 1 года до 2 лет включительно; вторая группа - имущество со СПИ свыше 2 лет до 3 лет включительно; третья группа - имущество со СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно; четвертая группа - имущество со СПИ свыше 5 лет до 7 лет включительно; пятая группа - имущество со СПИ свыше 7 лет до 10 лет включительно; шестая группа - имущество со СПИ свыше 10 лет до 15 лет включительно; седьмая группа - имущество со СПИ свыше 15 лет до 20 лет включительно; восьмая группа - имущество со СПИ свыше 20 лет до 25 лет включительно; девятая группа - имущество со СПИ свыше 25 лет до 30 лет включительно; десятая группа - имущество со СПИ свыше 30 лет.
Амортизация основных средств в налоговом учете Существует два метода начисления амортизации основных средств: 1) линейный метод; 2) нелинейный метод.
Нелинейный способ амортизации Сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации по следующей формуле: А = В х К \ 100 где А - сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы); В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы); К - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).
В целях применения нелинейного метода начисления амортизации применяются следующие нормы амортизации: Амортизац. группа Норма 114,3 28,8 35,6 43,8 52,7 61,8 71, ,8 100,7
Амортизация в налоговом учете Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2: 1) в отношении ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. 2) в отношении ОС сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты); 3) в отношении ОС организаций, имеющих статус резидента ОЭЗ Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3: 1) в отношении ОС, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). 2) в отношении ОС, используемых только для осуществления научно- технической деятельности.
Амортизационная премия Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) от первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно).
Выбытие основных средств Учет операций по выбытию основных средств осуществляется на операционно-результатном счете 91: по Дебету 91 отражается остаточная стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, НДС; по Кредиту 91 – выручка от выбытия основного средства и стоимость материалов, поступивших в результате ликвидации основных средств по ценам возможного использования.
Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств Дебет 01/выбытие Кредит 01 – на первоначальную стоимость. Дебет 02 Кредит 01/ выбытие – на сумму амортизации к моменту выбытия. Дебет 91/1 Кредит 01/выбытие – на остаточную стоимость основных средств. Дебет 91/1 Кредит 70, 69, 10 и др. – на сумму расходов по ликвидации основных средств. Дебет 10 Кредит 91/1 – на сумму поступивших от ликвидации материалов. Дебет 99 Кредит 91/9 (убытки) или Дебет 91/9 Кредит 99 (прибыль) – на выявленный и списанный финансовый результат.
Налоговый учет выбытия основных средств Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.
Переоценка основных средств Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка основных средств Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. ВС = ПС х К, А1= А х К, ОВС = ОС х К.
Бухгалтерские проводки при переоценке Переоценка основных средств, если коэффициент больше 1, отражается следующими проводками: Дебет 01 Кредит 83 – прирост стоимости основных средств по переоценке. Дебет 83 Кредит 02 – прирост суммы амортизации после индексации основных средств.
Бухгалтерские проводки при переоценке Переоценка основных средств, если коэффициент больше 1, отражается следующими проводками: Дебет 91 Кредит 01 – отражена уценка первоначальной стоимости. Дебет 02 Кредит 91 – отражена уценка амортизации. Дооценка, которая следует после уценки, относится на счет 91. Списание дооценки основного средства выбывающего по каким –либо причинам, отражается: Дебет 83 Кредит 84.
Ремонт основных средств Виды ремонта: капитальный и текущий. Их различают по степени сложности, объемам работ, срокам выполнения. Способы осуществления ремонта: хозяйственный и подрядный.
Отражение затрат на текущий ремонт: Дебет 20 Кредит 10 – списаны материалы на ремонт. Дебет 20 Кредит 70 – начислена зарплата ремонтникам. Дебет 20 Кредит 69/1,2,3 – начислены страховые взносы в социальные фонды.
Отражение затрат на капитальный ремонт хозяйственным способом Дебет 97 Кредит 10; Дебет 97 Кредит 70; Дебет 97 Кредит 69/1,2,3; Дебет 97 Кредит 02, Дебет 20… Кредит 97.
Отражение затрат на капитальный ремонт хозяйственным способом Дебет 20,25,26 Кредит 96 - создан резерв на предстоящий ремонт; Дебет 96 Кредит 10; Дебет 96 Кредит 70; Дебет 96 Кредит 69/1,2,3; Дебет 96 Кредит 02; В конце года резерв необходимо корректировать (сторно или доначисление).
Отражение затрат на капитальный ремонт подрядным способом Дебет 96 Кредит 60 – подрядчик предъявил счет к оплате. Дебет 60 Кредит 51 – оплатили счет поставщика.
Налоговый учет ремонта основных средств Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Документы по учету основных средств Номер формыНаименование формы ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
Документы по учету основных средств ОС-4аАкт о списании автотранспортных средств ОС-6Инвентарная карточка учета объекта основных средств ОС-14Акт о приеме (поступлении) оборудования ОС-15Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж ОС-16Акт о выявленных дефектах оборудования
Бухгалтерский учет аренды основных средств ПС=80 тыс. руб., НА = 50 тыс. руб., передали в текущую аренду на 5 лет. Арендная плата = 14 тыс. руб., в т.ч. НДС.
Учет у арендодателя Дебет 01/2 Кредит 01/ – передача имущества арендатору Дебет 02/1 Кредит 02/ – списана накопленная амортизация Дебет 20 (91) Кредит 02/ Дебет 76 Кредит 90 (91) – начислена арендная плата Дебет 90 (91) Кредит – НДС Дебет 51 Кредит – поступление арендной платы
Учет у арендатора Дебет 001 – получение основных средств Дебет 20…Кредит – начислена арендная плата Дебет 19 Кредит НДС Дебет 76 Кредит – перечислена арендная плата Дебет 68 Кредит – НДС к возмещению Кредит – списано арендованное имущество
Лизинг Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора др. лицам за определенную плату, на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Пример. Передали в лизинг на 3 года оборудование стоимостью руб. за руб., в т.ч. НДС.
Бухгалтерский учет у лизингодателя Дебет 08 Кредит приобретение лизингового имущества Дебет 19 Кредит – НДС входящий Дебет 60 Кредит – расчет Дебет 03 Кредит – оприходование имущества Дебет 68 Кредит ь – возмещение НДС
Бухучет у лизингодателя: передача имущества в лизинг 1. Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя: Дебет 91 Кредит – передача имущества на баланс лизингополучателю Дебет 76 Кредит – отражение задолженности по платежам Дебет 91 Кредит – НДС Дебет 91 Кредит – отражение разницы между суммой лизинговых платежей и стоимостью имущества Дебет – отражение имущества на забалансовом счете
Бухучет у лизингодателя: передача имущества в лизинг Дебет 51 Кредит – сумма платежа, поступившая в отчетном периоде Дебет 98 Кредит – начислен текущий доход Дебет 76 Кредит – начисление НДС Кредит – выкуп имущества
Бухучет у лизингодателя: передача имущества в лизинг 2. Имущество учитывается на балансе лизингодателя: Дебет 03/2 Кредит 03/ – передача имущества Дебет 20 Кредит – начисление амортизации Дебет 62 Кредит – начисление лизинговых платежей Дебет 90 Кредит – НДС Дебет 51 Кредит – поступление платежей Дебет 03/в Кредит Дебет 02 Кредит 03/в – выкуп имущества
Бухучет у лизингополучателя 1. Имущество учитывается на балансе лизингополучателя Дебет 08 Кредит – поступление имущества Дебет 19 Кредит – НДС Дебет 01/2 Кредит – оприходование имущества в состав основных средств Дебет 76 Кредит расчет Дебет 68 Кредит – возмещение НДС Дебет 20 Кредит 02/ – начисление амортизации Дебет 01/1 Кредит 01/ Дебет 02/2 Кредит 02/ – выкуп имущества
Бухучет у лизингополучателя 2. Имущество учитывается на балансе лизингодателя Дебет – поступление имущества Дебет 76 Кредит – начисление платежей Дебет 20 Кредит – отражение платежей в составе затрат Дебет 19 Кредит НДС Дебет 76 Кредит – расчет Дебет 68 Кредит – возмещение НДС Кредит Дебет 01 Кредит – выкуп имущества