Давайте повторим 1.Где в Периодической системе находятся металлы? 2.Сколько электронов может содержаться на внешнем энергетическом уровне у металлов? 3.Какой атомный радиус у металлов? 4.Какими свойствами обладают металлы? 5.Как изменяются восстановительные и металлические свойства по группам и периодам?
Щелочные металлы и их соединения Автор: учитель высшей категории Крысь Наталья Семеновна. МБОУ «СОШ 14 пос.Подъяпольский» Шкотовского района Приморского края
Цель: Изучить щелочные металлы их строение, свойства, основные соединения. Наши задачи: Понять Запомнить Применить -Как строение атомов влияет на свойства щелочных металлов. -Физические и химические свойства щелочных металлов и их соединений. -Научиться распознавать соединения щелочных металлов. (качественные реакции)
Положение щелочных металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Назовите элементы первой главной подгруппы.
Особенности строения атомов щелочных металлов Что общего в строении атомов этих элементов? В чем различие атомов этих элементов? Как изменяется атомный радиус элементов в данной подгруппе ? Сделать вывод.
Зависимость свойств от строения атомов Предположите какими свойствами будут обладать эти элементы? Как будут изменяться свойства в зависимости от их положения в Периодической системе ? Сделать вывод.
Какой химический элемент из щелочных металлов самый распространенный? Почему франций очень редкий элемент?
Щелочные металлы – простые вещества.
Химические свойства щелочных металлов Запишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций. Почему калий более активно реагирует с водой чем литий и натрий?
Оксиды щелочных металлов Твердые кристаллические вещества. Имеют ярко выраженные основные свойства. Запишите уравнение взаимодействия с водой оксида калия. Запишите уравнение взаимодействия с соляной кислотой оксида натрия.
Гидроксиды щелочных металлов. Гидроксид натрия Гидроксид калия Твердые белые вещества. Очень гигроскопичны. Хорошо растворяются в воде с образованием щелочи. Взаимодействуют с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными соединениями.
Кто я? Я, конечно, очень нужен, Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца. Но не только лишь в еде, Я живу в морской воде. Если льёт слеза из глаза, Вкус припомните вы сразу. Кто догадлив, говорит – Это … (Натрия хлорид) Хотя я соль, но под водой Вас удивлю своей средой. Посуду мыть, спирать бельё Могу (и это не враньё) Есть у меня одна сестра. Она Изжогу вылечить должна, Кто знает свойств моих природу, Ответит сразу, кто я … (Сода)
Соли щелочных металлов Хлорид натрия (поваренная соль) Средняя соль Гидрокарбонат натрия (пищевая или питьевая сода). Кислая соль
Качественные реакции на ионы щелочных металлов
Практическая задача В тиглях находятся три кристаллических вещества. Определите в каком содержатся соединения лития, натрия, калия. Сделать вывод.
Запишите генетический ряд натрия и осуществите это превращение O 2 H 2 O HCI Na Na 2 O NaOH NaCI
Поняли – щелочные металлы имеют по 1 электрону на внешнем энергетическом уровне, с увеличением атомного радиуса элемента усиливаются металлические и восстановительные свойства (активность металлов). Запомнили – щелочные металлы образуют основные оксиды, щелочи, кислые и средние соли. Активно взаимодействуют с кислородом, водой, кислотами. Определять соединения можно при помощи пламени (окраска). Применили – научились определять соединения лития, калия, натрия (проводить качественную реакцию)
Домашнее задание Параграф 11, упр. 1-2
Спасибо за внимание.