Юго-западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы ГБОУ детский сад компенсирующего вида 523 подготовительная группа 5 «Ромашка» «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность» Логопед: Ломакина Ирина Николаевна Воспитатели: Корчак Светлана Евгеньевна, Попович Светлана Владимировна Проект
Актуальность Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями основано на усвоении опыта народа. Сказки и фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Использование коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании детей позволяет на деле повысить темп развития речи в целом за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Проблема Активизация речевой функции у детей старшего дошкольного возраста Цель Развитие и профилактика речевых нарушений через театрально-игровую деятельность
Задачи Организовать длительное участие ребенка в элементах театрально-игровой деятельности с использованием методов развития речи; Использовать методы и средства, способствующие яркому и эмоциональному процессу развития речи у детей; Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; Углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди родителей.
Ожидаемые результаты Повышение темпа развития речи в целом за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность; Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; Целостное воздействие на речевую систему; Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Участники проекта Воспитатели Учитель-логопед Родители
Направления работы - Воспитывать интерес к народным сказкам и театру - Формировать нормы поведения посредством театральных игр - Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (чтение русских народных сказок, посещения театра) - Отрабатывать с детьми фрагменты игр-драматизаций по народным сказкам - Разучивание стихотворений с движениями - Ставить проблемные ситуации - Использовать пальчиковые игры, психогимнастику и сказкотерапию - Использовать на логозанятиях: ритмопластику, логоритмику, артикуляционную гимнастику, самомассаж лица и рук, дыхательные упражнения. Усвоение и использование в повседневной жизни элементов речевого общения (жесты, мимика, интонация)
Этапы работы над проектом Подготовительный этап Задачи: 1. Подбор сказок 2. Работа над содержанием сказок (нравственная) 3. Изготовление содержательной атрибутики и костюмов совместно с родителями и детьми Деятельность: 1. Чтение и обсуждение сказок 2. Репетиция фрагментов сказок в элементах костюмов (не полный костюм) 3. Проигрывание этюдов 4. Привлечение детей «Лекотеки» к участию в сказках 5. Использование музыкальных инструментов
Этап реализации проекта Задачи: 1. Развитие коммуникативных навыков общения 2. Обогащение словаря детей новыми словами 3. Активация словаря детей словами-действиями, прилагательными, синонимами и т.д. 4. Развитие связанной и монологической речи, диалогической речи, звуковой культуры речи 5. Способствовать развитию у ребенка уверенности и чувства компетентности во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми Деятельность: 1. Публичный показ сказки
Результативность Расширение кругозора e у детей и взрослых Развитие любознательности Формирование музейной и театральной культуры Уважительное отношение к особенностям русской народной культуры. Приобретение духовности как интегративного свойства личности Развитие благоприятных межличностных отношений в группе детей. Обогащение предметно-развивающей среды Заинтересованность родителей