Преемственность и развитие ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках музыкального образования. Акценты в обучении смещаются с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться Журавлева Н.С. учитель музыки в/к МОАУ «СОШ 13 г. Орска» ГМО учителей музыки г. Орска уч.г.
Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты? Стандарт Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
Особенности введения ФГОС ООО Особенности введения ФГОС ООО обусловлены спецификой самого стандарта, системными изменениями и связанны с особенностями трех компонентов стандарта: требованиях к результатам освоения основных образовательных программ; требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться
Что лежит в основе ФГОС ? Единство преемственности и инновационности преемственно преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральныйгосударственный Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральныйгосударственный преемственностьразвитие
Системно - деятельностный подход в реализации ФГОС ООО Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие обновление содержанияценностиобразования(цель) Как учить? обновлениесредствобучения(методики) Ради чего учить? Чему учить?
ФГОС : I. Общие положения. п. 7 Целью воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Преемственность при переходе от начального музыкального к общему образованию должна осуществляться на уровне: целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС Фундаментальное ядро ФГОС: базовые национальные ценностибазовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания ;основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (далее – УУД), универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Содержание музыкального образования Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как: фольклор; музыка религиозной традиции; шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных); современная (академическая и популярная) музыка.
Виды музыкально-практической деятельности школьников На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии: технология развития процессов восприятия; технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся; технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников; ученические исследовательские проекты; технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников; информационно-коммуникационные технологии; технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК)
Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф» Ригина Г.С - издательский дом «Федоров»
Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. В результате изучения всех без исключения предметов основной В результате изучения всех без исключения предметов основной школы, в том числе и музыки, получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье … Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться
Интернет-ресурсы 1. Cайт Министерства образования и науки РФ – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы ru – сайт ФГУ «Государственный научно- исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра – электронные образовательные ресурсы – электронные образовательные ресурсы – «Сеть творческих учителей».