Развитие речи младших школьников на уроках русского языка Презентацию подготовила учитель начальных классов Снигирева М.Б.
Актуальность Речь- канал развития интеллекта речь мышлениечувства навыки общения
Цель: формирование основ функциональной грамотности через развитие речи младших школьников
- овладение нормами и правилами родного языка; - формирование основных видов речевой деятельности; - формирование умения пользоваться языковыми средствами в устной и в письменной речи; - формирование умения работать над текстом художественного произведения; - воспитание интереса и уважительного отношения к слову.
Требования к уровню развития речи: содержательность логичность точность выразительность
Первый путь - это грамотная, точная, выразительная речь учителя Второй путь - это усиление лексической работы на уроке Третий путь – это широкое использование текста с целью: 1) как источник словарного материала для орфографической и грамматической работы на уроке; 2) как средство включения в связную речь проработанного словарного материала Пути усиления языковой и речевой направленности
Выбери и подчеркни нужное слово из скобок, чтобы получилось устойчивое выражение: (заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; Открыть (Африку, Америку, Австралию); Выносить (сор, стол, хлеб) из избы; Биться головой об (пол, дверь, стену) Виды заданий:
Вставьте нужное слово: Пустить _______ в огород Зимой _______ не выпросишь Дуется как ____________ на крупу Платить той же ___________ Беречь, как ___________ ока
. Подбери к выделенным словам подходящие по смыслу фразеологизмы
Пустить _______ в огород. Зимой _______ не выпросишь. Дуется как ____________ на крупу. Платить той же ___________. Беречь, как ___________ ока. Вставьте нужное слово:
Трудиться медведь неуклюжий ворона трещит сова поет муравей назойливая сорока упрямый как осёл красный муха топает соловей медлительный рак мудрый слон любопытный черепаха Составьте предложения
Суетиться, хлопотать – крутится как … в колесе. Стремиться выполнить сразу несколько дел – гоняться за двумя … Слегка, наскоро перекусить – заморить … Пригрозить – показать где … зимуют. Сильно преувеличивать – сделать из … слона. Составьте предложения
Мы поднялись рано – чуть свет. Школьники во все лопатки спешили на урок. У всех ребят в отряде был медвежий аппетит. Кристина за словом в портфель не полезет. Я стараюсь учиться во весь дух. Найдите ошибки
Солнце яркое, жгучее; луна…(бледная, холодная). В лесу тихо, спокойно; в лесу…(шумно, тревожно). Работает быстро, энергично; работает…(медленно, вяло). Закончи предложения (составь предложения)
Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали. Замени выделенные слова антонимами. Как изменился смысл текста?
К каждому слову подобрать другое, близкое по значению. Написать столбиком подобранные слова, не меняя их порядка. Прочтите сверху вниз первые буквы, и вы узнаете, как называется слово, похожее по смыслу с другим. торопиться - изба дом - спешить обратно - мрак пламя – игра естественный - натуральный забава - пламя темнота - назад
Глинистый – глиняный (берег, горшок) высокий – высотный (дом, человек) грозный – грозовой (взгляд, ветер) Выберите: (Дружеский, дружный) класс (Жестокий, жесткий) человек (Гуманная, гуманитарная) помощь Запишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными
Земельный, землистый песчаный, песочный стекольный, стеклянный Попробуйте самостоятельно исправить текст с повторяющимися назойливыми словами, используя точно подобранные синонимы Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть. (Влезать, взбираться, вскарабкиваться…) Составьте предложения или словосочетания, чтобы ясно было значение слов
(построить, соорудить, воздвигнуть) - Древние египтяне __________ огромные пирамиды. - На берегу пруда недавно __________ лодочную станцию. - Из палатки и весел туристы быстро __________ носилки. Дополните предложения, вставляя вместо пропуска подходящие по смыслу слова, данные в скобках
ХорошийПлохой Хороший Плохой неплохой нехороший первоклассный дурной славный скверный безобразный Очень хороший Очень плохой Очень хороший Очень плохой недурной отвратительный великолепный отличный превосходный гадкий замечательный мерзкий противный замечательный прекрасный ужасный Распределите слова в 4 группы
беспокоить – тревожить изумить - удивить обидеть – оскорбить просить - умолять плакать – рыдать гореть - пылать В каждой паре синонимов подчеркните слово, в котором действие выражено сильнее
Судно единственный Солдат толстый Деятельный (человек) талантливый Выращивать (цветы) растить Полный (человек) воин Один корабль Способный активный Страх запах Коварство обман Аромат ловушка Западня ужас Красный ключ Источник алый Подберите синонимы
Шел черепаха Мчался кляча Бежала турист Летела грузовик Тащилась ракета Скакал собака Ползла конь В столбик записаны синонимы, называющие действия. Расставь их в порядке усиления действия. Подбери к ним подходящие по смыслу слова из 2 столбика.
Лес, лесной, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница. В группу однокоренных слов включено 1 слово, близкое к ним по звучанию; одно слово, близкое к ним по значению.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ