Совершенствование системы планирования образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные требования Нина Сергеевна Шувалова, старший воспитатель МБДОУ «Судский детский сад комбинированного вида «Светлячок»
«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше» Б.Франклин.
Федеральные государственные требования (ФГТ) - устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, имеющими государственную аккредитацию (приказ Минобрнауки РФ 655от ; Министерства юстиции РФ рег от г.)
Принцип развивающего образования Принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач Принцип интеграции образовательных областей Программа
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей на адекватных возрасту формах работы с детьми (ИГРА!!!) Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ИГРА!!!) Программа
Моделирование и внедрение в практику ДОУ системы работы в соответствие с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы. Семинар-практикум «Интеграция и реализация образовательных областей» Консультации для педагогов: «Новая система планирования образовательного процесса», «Мониторинг в детском саду в соответствие с ФГТ» Педсовет «Образовательная программа ДОУ»
Программы, на основании которых осуществляется образовательный процесс в ДОУ «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» /Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством Асмолов А.Г. Руководитель авторского коллектива: Н.В.Федина и др. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. Программа «Истоки» / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
Выделение ведущей темы Выделение содержания образовательных областей и их интеграция вокруг единой темы системность образовательного процесса
Творческие минигруппы педагогов по направлению «Разработка системы планирования в ДОУ» Комплексно-тематическое планирование ОД в I младшей группе Комплексно-тематическое планирование ОД во II младшей группе Комплексно-тематическое планирование ОД в средней-старшей группе Комплексно-тематическое планирование ОД в подготовительной к школе группе
1. Этап конструирования модели комплексно-тематического планирования Задача творческой группы педагогов - отобрать темы, учитывающие особенности региона, уровень профессионализма педагогов, а также традиции учреждения, и разработать их, опираясь на интеграцию образовательных областей. Одной теме уделяем от 1 до 3 недель. Задача старшего воспитателя – создать усовершенствованную модель образовательного процесса на год (календарь событий).
Модель образовательного процесса на год Календарь событий
II этап – разработка содержания по выделенным темам с учетом интеграции образовательных областей Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественно е творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность
Преемственность в работе педагогического коллектива воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе детского сада
III этап – Разработка календарного планирования в соответствие с комплексно- тематическим.
Организация образовательного процесса с учетом комплексно- тематического принципа Проектирование организация деятельности взрослых и детей по интересующей теме (реализация тематических проектов). Интеграция содержания состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Спасибо за внимание!