Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого муниципального района
Нормативно-правовая база: Постановление Правительства РФ от года 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Приказ Минобрнауки России 655 от г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Проект Закона «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» Статья 9, п К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения, для обеспечения каждому ребенку равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.
Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Разработчики ФГТ предлагают вместо раздела «Требования к результатам освоения программы» раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы
Портрет выпускника физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. любознательный, активный. эмоционально отзывчивый овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности овладевший необходимыми умениями и навыками
Требования стандарта начального общего образования Требования к результатам ОП Требования к структуре ОП Требования к условиям реализации ОП
В соответствии с п.6.2 ст.9 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются:«Об образовании» федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральные государственные требования к условиям ее реализации.
Неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам освоения программы, что присутствует в стандарте начального общего образования.
Основные направления Физическое Социально-личностное Познавательно-речевое Художественно-эстетическое
Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Образовательные области
Принцип развивающего образования
Принцип необходимости и достаточности
Принцип интеграции образовательных областей
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Решение программных образовательных задач ОД в самостоятельн ой деятельности детей ОД в ходе режимных моментов ОД в процессе организации различных видов детской деятельности
Взаимодействие с родителями
«Создана нормативная основа для реализации преемственности в развитии ребенка, которая будет означать, что появившиеся у дошкольника качества, черты, особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.