НачалоЛенинградскойблокады 8 сентября 1941 года
Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал- фельдмаршала фон Лееба, которому поручалось уничтожить части Красной армии, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы перерезали Октябрьскую железную дорогу. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы, окружили Ленинград с суши.
Началась 871-дневная блокада Ленинграда. На момент установления блокады в городе находилось 2,5 миллиона человек, в том числе около 400 тысяч детей. В пригородных районах 340 тысяч человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
Управление НКВД по Ленинградской области произвело обследование хранения НЗ продовольствия. В своем донесении управление сообщало, что кладовые непригодны для хранения продуктов, неприкосновенный запас подвергнут порче. Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу.
От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. Ущерб складам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. Как позже выяснилось, никакого серьезного запаса в Ленинграде не существовало. В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный запас продуктов. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12% солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5% размолотых жмыхов и 1,5% отрубей.
10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи.
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро.
На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни".
Коммуникация приобрела стратегическое значение - по ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.
С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.
Судов на Ладоге было крайне мало, и они не смогли существенно помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно- автомобильной дорогой 101.