Тенденции и перспективы развития загородной недвижимости в Пензенском регионе
Макрофакторы, определяющие развитие рынков недвижимости: –Рост национальной экономики –Дефицит недвижимости –Степень развития финансовых рынков –Государственная политика в области жилья и ипотечного кредитования
Тенденции российского рынка загородной недвижимости: –Рост рынка загородной недвижимости в сегменте организованных коттеджных поселков –Укрупнение проектов загородной недвижимости, появление МЕГА-проектов, в т.ч. в регионах –Увеличение предложения в сегменте эконом-класса –Увеличение спроса в сегменте «дальние дачи», развитие которого в Подмосковье началось 3-4 года назад
Тенденции российского рынка загородной недвижимости: –Застройка жилых комплексов разноформатным жильем, включающим и коттеджи, и таунхаусы, и малоквартирные комплексы –Сохраняющийся дисбаланс в структуре спроса и предложения –Повышение требований покупателей к экологической составляющей загородного дома (т.н. экодевелопмент) –Практически полное отсутствие загородной ипотеки (не более 10% сделок)
Пенза. Тенденции рынка загородной недвижимости: –единичные проекты в сегменте охраняемых коттеджных поселков –уменьшение темпа роста цен Темп прироста за %Темп прироста за % Темп прироста за 8 месяцев %Темп прироста за 8 месяцев % Темп прироста за 8 месяцев ,7%Темп прироста за 8 месяцев ,7% –уменьшение средней площади коттеджей и земельных участков средняя площадь дома = 291 кв.м.средняя площадь дома = 291 кв.м. средняя площадь участка = 12.6 сот.средняя площадь участка = 12.6 сот. средняя площадь дома = 253 кв.м.средняя площадь дома = 253 кв.м. средняя площадь участка = 9.7 сот.средняя площадь участка = 9.7 сот.
Пенза. Структура спроса по размеру дома:
Пенза. Структура спроса по размеру земельного участка:
Пенза. Динамика изменения средней цены коттеджей : Источник: Риэлтерская компания Мегаполис-Недвижимость
Пенза. Темпы прироста средней цены на рынке недвижимости : Источник: Риэлтерская компания Мегаполис-Недвижимость
Пенза. Темпы прироста средней цены на рынке недвижимости : Источник: Риэлтерская компания Мегаполис-Недвижимость прирост 2007 г. пророст 8 мес.2008 итого Вторичное жилье 30%16,6%55,2% Новостройки 39,2%12,8%59,1% Коттеджи 39,0%17,7%63,6%
Пенза. Сравнение динамики роста цен на коттеджи и квартиры (первичный и вторичный рынок) : Источник: Риэлтерская компания Мегаполис-Недвижимость
Перспективы: –Резервом для застройки станут пригороды. –Комплексное освоение территорий делает проекты более капиталоемкими, и это будет влиять, наряду с ростом стоимости строительных материалов и сложностью подведения инженерных коммуникаций,на себестоимость возводимого жилья. –Комплексное освоение территорий делает проекты более капиталоемкими, и это будет влиять, наряду с ростом стоимости строительных материалов и сложностью подведения инженерных коммуникаций, на себестоимость возводимого жилья. –Сохранятся сложившиеся темпы рост цен (годовой рост %). Коррекция стоимости может произойти в переоцененных проектах –Увеличится объем предложения в эконом- классе, за счет мега-проектов и новых мультиформатных поселков
Перспективы: Сдерживающие факторы: –Сложность освоения пригородов из-за необходимости изменения категории и вида разрешенного использования земель. –Развивающийся кризис на финансовом рынке повлек изменение условий потребительского (в т.ч. ипотечного) кредитования, что снижает платежеспособный спрос на жилье.
Особенности работы на региональных рынках: сравнение со столичным рынком Преимущества –меньшая стоимость земельных участков, соответственно, более низкая инвестиционная стоимость проектов; –более высокий потенциал роста всех сегментов рынка; –меньшая конкуренция –меньшая конкуренция; –более благоприятные инвестиционные условия, диктуемые местными властями
Особенности работы на региональных рынках: Недостатки –Отсутствие достоверной информации о рынке, в первую очередь, отсутствие статистики о динамике изменения спроса и предложения, индексов роста цен и т.д.; –Сложности с прогнозированием спроса в связи с отсутствием некоторых сегментов рынка –Повышенная степень риска из-за более низкого по численности рынка потребителей; –Малое количество профессиональных партнеров (в первую очередь консультантов) –Более низкая покупательная способность населения
Группа Компаний Мегаполис –ДК «Мегаполис-Девелопмент» –РК «Мегаполис-Недвижимость» –ЭК «Мегаполис-Сервис» –«Яснополянские строительные материалы» –НОУ «Академия Мегаполиса»