МОУ Рождественская СОШ Деятельность учителя и обучающихся на уроке исследования. Ильина В.В., учитель русского языка и литературы, первая категория.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-проект Судьба личности в тоталитарном государстве ( по роману Е.Замятина «МЫ»)
Advertisements

Математическая и мифологическая символика в образной системе романа Евгения Замятина «Мы» Выполнила: Филимонова Диана, 11Б класс МБОУ СОШ 23 Преподаватель:
Тема урока: «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
Тема: «Человек за колючей проволокой» Авторы-составители: Учитель литературы: Некрылова Е.Р. Учитель истории: Сорокина Е.Н. МОУ гимназия 13 ТЗР Г.Волгоград.
Применение технологии критического мышления на уроках литературы Из опыта работы Герасимовой Э.А учителя русского языка и литературы учителя русского языка.
« « Онегина » воздушная громада … » Тема проекта: Тема проекта: «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни » А.С. Пушкина.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
«Мы» от Бога - а «Я» от Диавола Самое страшное в утопиях, что они сбываются… Н. Бердяев Авторы: Шаповал Н. П. Первушина Т. А. г. Екатеринбург.
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
11 класс. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева «Культура и совесть» (часть 3 (С1)) Без культуры в обществе нет и нравственности.
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Организация научно- и сследовательск ой деятельност и школьников Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот кто не.
Тема проекта Проблема ответственности человечества перед будущими поколениями в рассказе Ж.Клейна «Цивилизация в 2190 году» Творческое название проекта:
Транксрипт:

МОУ Рождественская СОШ Деятельность учителя и обучающихся на уроке исследования. Ильина В.В., учитель русского языка и литературы, первая категория

Урок – исследование в 11 классе Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы» Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает Б.Ауэрбах.

1. Учитель формулирует проблему Проблема: Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Групповая работа группы информационнаяисследовательская игровая. творческая

2. Выбор проблемы. Определение темы. Учитель до урока: Дает вопросник по предварительному анализу романа. На уроке: Помогает определиться с темой или сформулировать проблему. Учащиеся до урока: Предварительно изучают информацию (читают текст романа, знакомятся с биографией писателя). На уроке: Определяют тему исследования, Устанавливают цели, Выдвигают гипотезы

Учитель сообщает темы исследования. Учащиеся выстраивают гипотезы. Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы» Противоречия в судьбе и творчестве писателя. Жанр и смысл названия романа «Мы». История публикации. Модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. Геометрическая система персонажей. 1 23

Гипотезы Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? Почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял актуальности? Найдена ли идеальная гармония общественного и личного? Решение проблемы свободы и счастья. Что победит: разум или чувство? Общая 1 группа 2 группа 3 группа

3. Сбор и анализ информации, проверка гипотезы Учитель Дает алгоритм исследования. Наблюдает и советует. Косвенно руководит деятельностью Учащиеся Собирают информацию.. Проводят ее анализ. Сопоставляют различные точки зрения. По необходимости консультируются с учителем. Лабораторная работа, чтение текста, размышление, обобщение.

Оформление Учитель Дает советы по оформлению результатов исследования Учащиеся Оформляют работы: пишут выводы, составляют таблицы, рисуют схемы, составляют викторины, проекты...

4. Интерпретация полученных данных (защита проектов, исследования) Учитель Обобщает, подводит итог выступлению группы Обучающиеся Представляют результаты исследования.

Проблема: Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? 1 группа - Информационная Тема: Противоречия в судьбе и творчестве писателя. Жанр и смысл названия «Мы». История публикации. Проблема: Почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял актуальности?

Информационная В ся жизнь Е.Замятина построена на противоречиях Замятин - анти Революционер – большевик Писатель Эмигрант Ярый антисоветчик Инженер Любит Родину

Писатель не искал шаблонов в жизни, искал свежие образы, метафоры. Он мастер русской литературы. Роман «Мы» Антиутопия 1921, 1924, 1952, 1988 Античность: Миф о Прометее Библейские сюжеты: Иисус Вавилонская башня Адам и Ева

Выводы Роман Е.Замятина актуален сегодня, так как он предостерегает любое общество от опасности, в котором «Я» не существует, разоблачает идеи механизированного общества (лица без эмоций, душа без лирики, люди запрограммированы). Каждый человек должен задуматься о сохранении своего имени – необычного, загадочного, индивидуального. Не хочется превращаться в безликую серую массу.

Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей» 2 группа Исследовательская Тема: Модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. Проблема: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного. Решение свободы и счастья.

Исследовательская Модель Единого Государства (будущее 31 века) Приемы работы: анализ текста (начало романа), схема «Модель ЕГ», анализ эпизода «Проспект», Модель ЕГ Благодетель Бюро хранителей нумера

ЕГ Атрибуты ЕГ Слежка Пытки Казни Гимн Единая Наука Государственная газета Прямая линия

Враги Единого Государства (наличие оксюморонов) Разум -«Благодетельное иго» Восторг- «насилие над личностью, ее нивелировка» Вдохновение - Неизвестная форма эпилепсии Любовь – жестокость. Самый страшный враг (он+ она = равнодушие) Счастье - Несвобода Душа -«тяжелое заболевание» Долг -«высшая проверка верности» Благодетелю

Выводы Общество, созданное в ЕГ, не дает возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса. Все родственные, личные,семейные, товарищеские связи в этом обществе враждебны и деформировались в сознании нумеров. Путь к идеальному счастью: решены все материальные проблемы и духовные запросы. Финал: подвергаются Великой операции – удаляется фантазия. Государство пошло не по пути удовлетворения духовных запросов, а по пути подавления, ограничения, строгой регламентации. Стопроцентное счастье ЕГ оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, потерей культуры, изгнанием за пределы города, а главное – несвободой. Счастье для ЕГ – это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это идеальная несвобода, это рабство, воспринимаемое как высшее счастье. Но в этом –то и дело, что свобода и счастье – это ложная альтернатива, так как без свободы нет счастья.

«Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?» 3 группа - Игровая. Тема: Геометрическая система персонажей. Проблема: Что победит: разум или чувство?

Игровая : Приемы: викторина, рассказ – характеристика героя, анализ сцены «Встреча Великого Благодетеля с героем Д-503», диалог – интервью Викторина «Узнай героя» Детская складочка на руке, милая. Кругло обточенная (О-90) Тонкая. Резкая, упрямо гибкая. (И-330) Негрские губы. (Р-13) Волосатые руки. (Д-503) Огромные. Чугунные руки (Благодетель) Зигзагообразная фигура (s -4711)

РАССКАЗ ГЕРОЯ О СЕБЕ Д фанат Единого Государства «было два меня» «я микроб...» «раньше все вокруг солнца» «прежний» «обязанность» «не хочется писать» «ясное небо» «логическая речь» «я вселенная» «теперь все вокруг меня» «другой» «не в состоянии выполнить» «хочется быть со всеми» «тяжелое, чугунное» «сбивчивая»

Любовные треугольники в романе Д -503 Д О- 90 К -13 О - 90 И - 330

Выводы: Е Г с его абсурдной логикой противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность любить, страдать. Она делает нумера человеком, личностью, индивидуальностью. Человек способен не сломаться внутренне, однако противопоставление злу – трагическое противостояние.

Диалог - интервью 1. Расскажите, пожалуйста, о людях и об обществе мира будущего. 2. Чем отличается Единое Государство от нашего? 3. все ли нумера – люди одинаковы в Ег? 4. Кто такие мефи? 5. Так все-таки надежда или беспросветный пессимизм? 6. Какова личная жизнь нумеров? 7. Если бы вам предложили написать статью в газету под названием «Нельзя молчать», о чем бы вы написали?

«Выстоит ли человек «нового мира» перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?» Обобщение. Вы разоблачили идеи механизированного государства: это и несвобода, и подавление личности, и вседозволенность. Все это ведет к деформации общества, и человек пытается выстоять перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей. Автор создал гротескную модель Государства, в котором идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой. Благополучная жизнь создана именно на отказе от собственной личности. В романе нет «я», существует лишь «мы». Но человеческая природа не выносит безличного существования. Содержание романа направлено против опасности, которая подвергает любое общество, где произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности нивелировано полностью, низведено до уровня «винтика в государственной машине»

Применение знаний в учебной деятельности. Домашнее задание. Сочинение – эссе «Мое впечатление от романа Е.Замятина «Мы».