«Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста» Автор: муз. руководитель ГБДОУ д/с 49 Зеленская Е. В.
Ранний и младший дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности. С первых дней жизни ребенка сопровождает ряд впечатлений, в том числе и музыкальных: это пение матерью колыбельных песен, ее разговор с различными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойствами вызывать активные действия ребенка. Доказано, что ребенок выделяет ее из всех получаемых впечатлений: отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, иногда пытается подпевать взрослому. Музыка оказывает положительное виляние на ребенка, и это необходимо использовать как средство педагогического воздействия. Кроме этого музыка дает богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу.
Младшие дошкольники еще очень мало что умеют, но усваивают все, следуя примеру педагога. Они привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям.
В начале учебного года ставятся более простые задачи по музыкальному воспитанию. Прежде всего эти задачи направлены на обогащение слухового опыта. Педагог исполняет песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально- ритмических движений – ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений.
Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) После разучивания игры в зале, воспитатель повторяет игру в группе.
Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка
Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи.
Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно; прячется под зонтик от дождя.
Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, исполняя песню, предлагает детям поговорить, о ком или о чем эта песня, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик.
Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них.
Первый праздник с родителями – Новый год
На праздниках роли игрушек (зайчик, лиса, мишка) могут исполнять дети старших групп
Дед Мороз заранее приходит в группу к детям, знакомится с ними, чтобы на празднике дети его не испугались.
Проведению праздника с родителями предшествует подготовка родителей. Родители обязательно разучивают репертуар праздника.
Пляска с мамами на празднике «Подарок маме»
Праздник с мамами
Музыка дарит родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями.