Подготовила Учитель начальных классов МОУ «Иншинская основная общеобразовательная школа» Фролова Галина Сергеевна
Трудности малокомплектной школы Совмещенные классы- комплекты Камерность Зависимость объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом при работе в классе-комплекте. Низкая познавательная активность у сельских школьников. Особенности социальной среды. Низкая соревновательность учащихся
Варианты комплектации классов Разновозрастной -1+3, 3+4 Смежный: 1+2, 3+4 Комбинированный :1+4,2+3
Учебное расписание Разнопредмедметное Однопредметное
Однопредметный урок учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой; осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов; уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся; учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использования современных образовательных технологий.
Сосредотачиваться на выполнении задания Не отвлекаться на объяснения для другого класса Не слушать ответы учеников другого класса Быстро перестраиваться при обращении учителя к ним Умения для успешного выполнения самостоятельной работы
Классы1-ое полугодье2-ое полугодье Ориентировочное время на самостоятельную работу
Необходимость поиска новых эффективных средств организации педагогического процесса
Преимущества в работе индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга; практическую направленность учебной деятельности учaщихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.);
Личностно-ориентированное обучение Ориентация на изучение личности ребенка как индивидуальности Основа –дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Приоритет на освоение умения учиться самостоятельно.
Проектная деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Образовательные средства ИКТ позволяют решить следующие задачи 1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности. 2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области 3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях. 4. Развитие способностей к определенным видам деятельности. 5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов 6. Восстановление знаний, умений и навыков 7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Информационно- коммуникативные технологии
Степень обученности учащихся начальной школы в 2010/2011 учебном году
Художественно-эстетическое направление
Научно-познавательное направление
Спортивно-оздоровительное направление
Основными чертами должны стать мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему); активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний; увеличение индивидуального общения учителя с учеником; создание условий для самоорганизации учебного процесса более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков; всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших; привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Портрет выпускника современной начальной школы Познавательный Компонент Формирование понимания взаимосвязи явлений внешнего мира и умения самостоятельно учиться, Социально- психологический компонент Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира(реального, объективного)- «Я- действующий »