«ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» И.А.Бунин
Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию. Вл. Ходасевич
Между временем и вечностью, Как над брызнувшей водой, К нам заброшен бесконечностью Мост воздушно – золотой, - Разноцветностью играющий, Видный только для того, Кто душою ожидающей Любит Бога своего, Кто, забыв своё порочное, Победил громаду зол И, как радуга непрочная, Воссиял и превзошел К. Бальмонт.
ЦЕЛИ Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа
ЗАДАЧИ Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни). Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.
ЗАДАЧИ 1.Закрепить навыки анализа текста: - определение темы; - формулирование главной мысли; - определение художественных средств и их роли в тексте; - сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.) - обобщение, формулирование выводов; - выявление причинно-следственных связей. 2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста. 3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.
ГЕРОИНЯ
ПОРТРЕТ БОСОГО Л. Н. ТОЛСТОГО
Предмет сопоставленияГеройГероиня ПортретЯ … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…"Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке» А у нее красота была какая- то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто- пунцовыми губами рот …
ГеройГероиня Литературные имена Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского - Вы дочитали «Огненного ангела»? (роман В. Брюсова) И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно? Л. Андреев, А. Белый … на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого - Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать. Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских. Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать… Она задержалась у могил Чехова и Эртеля
ГеройГероиня Музыкальные предпочтения А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина? Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой» - Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю. Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», - только одно начало Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их
В ТЕАТРЕ
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ
ЛЕОНИД АНДРЕЕВ
ГУГО ФОН ГОФМАНСТАЛЬ
АРТУР ШНИЦЛЕР
ТЕТМАЙЕР КАЗИМЕЖ
СТ.ПШИБЫШЕВСКИЙ
МАСЛЕНИЦА
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
В.И.ДАЛЬ В «СЛОВАРЕ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА» ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА «ПРИЧАЩЕНИЕ»: 1)Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни. 2)Участие, сродство, связь, прикосновение.
ТЕЗИСЫ – ВЫВОДЫ: Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе; В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры; Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни; У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.
ВЫВОДЫ: «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь. «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.
ОНА Начало рассказаКонец рассказа ЗАГАДОЧНОСТЬ НЕПОХОЖЕСТЬ РАЗДВОЕННОСТЬ ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ МИЛОСЕРДИЕ СОСТРАДАНИЕ
ВЫВОД В рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ): Задание 1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников) Задание 2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)