Мониторинг модернизации общего образования: от инструмента контроля к инструменту развития системы образования Р.В. Селюков, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Мониторинг Мониторинг непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. Мониторинг система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков. Мониторинг параметров наблюдение за какими либо параметрами. Результат мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения параметров существенно не изменяются. Мониторинг веб сайтов процесс проверки работоспособности и тестирования параметров доступности сайта или веб сервиса в сети Интернет. Специальные сервисы мониторинга сайтов имитируют действия тысяч посетителей для того, чтобы посмотреть, как ресурс реагирует на посещаемость и использование различного функционала. При обнаружении какой-либо неисправности сервис посылает веб-мастеру сигнал, благодаря чему специалист сможет в короткие сроки восстановить работоспособность собственного ресурса. Использование мониторинга доступности сайтов обладает массой дополнительных преимуществ. Мониторинг состояния наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние. Результат мониторинга состояния объекта представляет собой совокупность диагнозов составляющих его субъектов, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых состояние объекта существенно не изменяется. Принципиальным отличием мониторинга состояния от мониторинга параметров является наличие интерпретатора измеренных параметров в терминах состояния экспертной системы поддержки принятия решений о состоянии объекта и дальнейшем управлении.
Инструменты контроля и инструменты развития Оценка Субъект оценки и объект оценки Re Субъект и объект оценки Идеальная форма Объект контроля Объект контроля Показатели, индикаторы Контроль Объект контроля Re? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Рефлексивные действия: целеполагание, моделирование, контроль, оценка.
Проблематика «Трудности перевода» Педагогический язык зачастую делает малодоступным многообразие образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС, для граждан. Граждане и государство затрудняются в определении реальной стоимости образовательной услуги. Педагогические вузы и ссузы ретранслируют педагогический слэнг в определении образовательных результатов и технологий, не соответствующих требованиям времени. Укоренение устаревших представлений о качестве образования Отсутствие гражданских институтов оценки качества образования Общественный спрос на патерналистическую политику в сфере образования и отсутвие ответственного отношения к собственному образованию. + + =>=>
Эффективные модели «Я сказал тебе не все слова…» Развитие электронной среды образовательной организации и открытых электронных образовательных сред (Академия Хана, Телешкола, eurekadayly.com и др.) Развитие электронных форм общественных оценок качества образования (профессионально- общественная и общественная экспертиза в рамках гос.аккредитации образовательных организаций) Развитие сетевых профессиональных сообществ Становление рейтинговых агентств в сфере образования Формирование норматива финансирования образования в сети
Открытые информационные системы «Как, скажи, тебя зовут?...» Открытые – в смысле «не закрытые» Открытые – от слов «открытие», «озарение» Мотивирующая («затягивающая», увлекающая) электронная среда – простейшие операции: -поиск; -сравнение; -дополнение и актуализация информации; -формирование собственного контента; -Формирование сетевых сообществ; -…
Доступ к информации «Что в имени тебе моём?» «Открытые» образовательные ресурсы сегодня выглядят привлекательнее, чем «закрытые» «Открытая» школа сегодня более понятна родителям, чем «закрытая» Наличие открытой и достоверной информации об услуге становится ее конкурентным преимуществом Открытые системы сегодня успешнее привлекают потребителей и ресурсы Какова система образования – такова и страна
Ребенок в электронной среде «Одиночество в сети» Дети давно в сети Педагог сегодня в основной массе своего рабочего времени не в сети Произойдет ли встреча Детей и Педагога в сети? Как изменится позиция, функционал, профессиональные компетенции Педагога в условиях вызова, который делает Сеть системе образования?
Мониторинг
Карта школ России
Рейтинги школ
Качество основного общего образования
Мониторинговые события