Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России от , Регистрационный от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ)
Образовательная деятельность осуществляется: в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в ходе режимных моментов; в процессе самостоятельной деятельности детей; при взаимодействии с семьями детей
Содержание образовательной деятельности 10 образовательных областей: Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка 4 основных направления развития воспитанников: - физическое развитие, 25 % -социально-личностное, 25 % -познавательно-речевое, 25 % -художественно-эстетическое, 25 %
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Реализация образовательных областей через 8 видов детской деятельности детей совместно со взрослым Игровая деятельность Продуктивная деятельность Музыкально художественная деятельность Коммуникативная деятельность Трудовая деятельность Познавательно – исследовательская деятельность Чтение художественной литературы Двигательная деятельность
Планирование работы воспитателя День недел и/дат а Образова- тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельн ой деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодейств ие с родителями/ социальными партнерами (общеобразов ательными, спортивными и художествен- ными учреждениям и) Непосредственно образовательная деятельность Образов а- тельная деятель- ность в режимн ых момента х Группова я, подгруппо вая Индиви - дуальна я
Образовательная деятельность направления развития (линии развития ребенка) образовательные областидетская деятельность 1. физическое развитие 1. физическая культурадвигательная 2. здоровье 2. социально- личностное развитие 3. социализацияигровая 4. трудтрудовая 5. безопасность 3. познавательно- речевое развитие 6. коммуникациякоммуникативная 7. познание 1. познавательно- исследовательская 2. продуктивная (конструктивная) 8. чтение художественной литературы восприятие художественной литературы 4. художественно- эстетическое развитие 9. музыка музыкально- художественная 10. художественное творчество продуктивная
Детская деятельность реализуется через: Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей (актуальная предметно- развивающая среда ) Работа с родителями Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Рассадка взрослых и детей «по кругу» 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса
Игровая Сюжетные игры С правилами Драматизация Театр Двигательная Подвижные игры Дидактические игры Подвижные с правилами, Эстафеты Соревнования Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление загадок Отгадывание загадок Игры с правилами Режиссерские игры Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Эксперимент Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Продуктивная Мастерская Студия Кружок Реализация проекта Трудовая Поручение Дежурство Коллективный Труд в природе Проект Чтение Слушание Обсуждение Разучивание Музыкально-художественная Слушание Исполнение Импровизация Подвижные игры под музыку Дидактические игры Трудовая Совместные действия Дежурства Поручения Задания Реализация проекта
Интеграция содержания образовательных областей Примерная интеграция детских деятельностей: - музыкально – художественная деятельность и двигательная активность; - музыкально – художественная и продуктивная деятельность; - познавательно – исследовательская; - игровая и коммуникативная деятельность. Виды детской деятельности с интеграцией образовательных областей: - Развлечения; - Досуги; - Праздники; - Комплексные занятия; - Интегрированные занятия; - Тематические дни и недели; - Краткосрочные детские проекты; и другие виды.
Здоровье: - Физическая культура - Познание - Социализация - Безопасность -Коммуникация Физическая культура: - Здоровье - Музыка - Познание - Коммуникация - Социализация -Труд Интеграция содержания образовательных областей Безопасность: - Коммуникация - Труд - Познание - Социализация -Здоровье Социализация: - Коммуникация - Познание - Труд - Безопасность - Физическая культура Труд: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Социализация -Физическая культура Познание: - Коммуникация - Чтение художественной литературы - Здоровье - Социализация - Труд - Безопасность - Музыка - Художественное творчество
Интеграция содержания образовательных областей Коммуникация: - Физическая культура - Здоровье - Безопасность - Социализация - Труд - Познание - Чтение художественной литературы - Художественное творчество -Музыка Чтение художественной литературы: - Коммуникация - Познание - Социализация - Художественное творчество Музыка: - Физическая культура - Коммуникация - Познание - Социализация Художественное творчество: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Труд - Музыка - Чтение художественной литературы - Физическая культура
Различные формы работы и виды детской деятельности на тематической неделе интегрированное занимательное дело комплексное тематическое сопутствующие формы занятий (рисование, лепка, аппликация, музыкальное, конструирование, математика) чтение театрализация рассказывание беседы наблюдения опыты экскурсии развлечения труд в природе художественный труд дидактические и ролевые игры детские проекты и исследования просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать» рассматривание картин и иллюстраций самостоятельные игры в специально подготовленной развивающей среде праздники и досуги и другое.
Итоговые, промежуточные результаты освоения программы: Промежуточная оценка проводится по параметрам образовательных областей 1- 2 раза в год (в январе, в мае) по каждой возрастной группе путем: - наблюдений за ребенком на занятиях и в свободной деятельности; - бесед; - экспертных оценок; - тестов; - анализа детских работ. Итоговые результаты освоения программы : физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническим навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Соответствие принципам: развивающего обучения; обоснованности и практической применимости; полноты, необходимости и достаточности; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач как в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.