Формирование текстовых умений обучающихся в процессе работы над произведениями А.Яшина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Advertisements

ТЕМА: ЦЕЛИ: 1.Н а основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2.Р.
Формирование текстовых умений обучающихся в процессе работы над произведениями А.Яшина.
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2. Развивать.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
«И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ Ф.И. ТЮТЧЕВА». ЕЛЕНА ДЕНИСЬЕВА- «ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ» Ф.И. ТЮТЧЕВА.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Алекса́ндр Я́ковлевич Я́шин Составитель: Слиткова Галина Анатольевна Учитель начальных классов МАОУ гимназия 18 г Томск 2015 г.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин
Тема урока: Нравственно-философская направленность поэзии Сергея Есенина СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( ) СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ( )
Я говорю с тобой стихами… Любовная лирика Вероники Тушновой ( ) Я говорю с тобой стихами, Остановиться не могу. Они как слёзы, как дыханье, И,
Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы войны и после неё.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Транксрипт:

Формирование текстовых умений обучающихся в процессе работы над произведениями А.Яшина

Формирование текстовых умений обучающихся в процессе работы над произведениями А.Яшина

1. Примерный план анализа С.А. Зинина и Е.А. Зининой. 1.Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий). 2.Жанровые особенности стихотворения. 3.Тематика, основные мотивы. 4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики. 5. Внутренний облик лирического героя. 6.Образный ряд стихотворения. 7. Настроение, преобладающее в стихотворении. 8. Лексический строй текста. 9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии). 10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ). 11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс). 12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха. 13. Особенности рифмовки. 14. Смысл названия стихотворения. 1 См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9кл. / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. М., С. 60.

План анализа лирического текста Натальи Васильевны Беляевой Структурно-семантический аспект Историко-литературный аспект 1. Композиция (сколько частей, они взаимосвязаны).1. Место стихотворения в творче­стве поэта (русском и мировом культурном процессе). 2. Образный ряд (ключевые образы; образы- символы и т. п.). 2. Историко-культурные и биогра­фические комментарии. 3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль). 3. Особенности жанра стихотворе­ния и их смысловая роль. 4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно- вырази­мые средства языка (тропы). 4. Тематика стихотворения, отра­жение в нем основных мотивов творчества поэта. 5. Синтаксический строй текста, Изобразительно- выразительные средства языка (фигуры). 5. Эпиграф и его смысловая роль. 6. Поэтические интонации. енение настроения текста. 6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, пере­клички. ихотворныи размер и его смысловая роль.7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль. 8. Особенности рифмовки и их смысловая роль.8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль. 9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль 9. Датировки, указания на место написания. 10. Пространственно-временные отношения и их смысловая п Условность описании в лири­ческом тексте. 11.Смысл названия стихотворения 12. Настроение стихотворения, движение образа чувства 13. Внутренний облик лирического героя.

Поэтические тексты для сопоставления «Сорок первый год»(1945 год; начало войны, положение с уборкой урожая, жизнь в тылу) – «Не умру»(1943) - «Каждый год весна как чудо»(1945; природа в мае, день Победы) – «Хозяева»( ; хозяева страны – дети; урок в школе, учитель-фронтовик) «Обстрел» (1942) Ленинград – «Моряки Ленинграду»(7 сентября 1941) - «Триста моряков»(1942) Сталинград - «Крепок русский солдат»(1942г, Сталинград) - «Русские мы»(1941) (сила духа русского воина) «Не позабыть мне первых схваток»(1941) – «Поле»(1941) - «Товарищу по окопу» (1941) - «Не умру»(1943) - «Назови меня именем светлым»(1943) Тема личных переживаний человека на войне – солдата, крестьянина – воина. Шутка и на войне придаёт силы: «Землянка» (1941) – «Шинель» (1941) – «Телеграмма»(1942) – «Отпускник»( ) (или «Тетерева»(1941) (последняя фраза «Свалилась в снег фашистская « кукушка», или «Назови меня именем светлым»(1943) «Атака»(1943, Сталинградский фронт) - «Высота»(1942) - «Солдатской матери»(1946) с 118– «Мать»с.119 – «Мы люди мира»(1946)(высшая ценность жизни – жизнь, горечь и невосполнимость утраты)

Поэтические тексты для сопоставления Отношение к жизни: «Добру откроется сердце»(1963) - «Покормите птиц зимой»(1964) – «Спешите делать добрые дела» - «Босиком по земле»(1962) Отношение к природе: «Письмо в лесную газету»(1960) – «Следы на снегу»(1966) - «Первый птенец»(1965) - «Кулик»(1966)– «Ночная охота»( ) - «Медведя мы не убили»(1965) Взаимоотношения человека и природы: «Не верю, что звери не говорят»(1959) – «Тишина над рекою» (1958 – 1967) - «Всполошились над лесом вороны»(1958) Умение видеть и ценить красоту родной земли (малой родины): «Весна – куда ни кинешь взгляд»(1958) – «Родничок»(1958) – «Босиком по земле»(1962)- «О моей святыне»(1961) Отношение к матери: «Ожидание» (1937) - «Солдатская мать» (1946) - «Две матери» (19 апреля 1968г) - «Мать»(1958) - «С матерью наедине»(1964) - «Молитва матери»(1967).

темаВопросОтвет Род Попо вых был сильн ый и много числе нный Дед и бабу шка поэта 1 Как звали деда Александра Яковлевича Яшина по отцовской линии? Михаил Михайлович Попов 2 Кем работал дед в молодые годы, а кем стал позднее? Дед был бурлаком, трижды прошел Волгу бечевой. Позднее стал кузнецом, лудил котлы, самовары. Был известным в своих местах мастером 3 Чем увековечил Михаил Михайлович Яшин, дед поэта, память о себе в д. Блудново? Обосновавшись на родной земле, дед организовал школу, она работает и теперь. Он же собрал первый сход в деревне в защиту учебы внука в городе. Избирался даже в Государственную думу. 4 Как звали любимую бабушку Шуры Яшина? Чем была она знаменита в деревне? Авдотья Павловна Попова была одной из лучших сказочниц. Благодаря ей мальчик рано познакомился с фольклором *и полюбил его на всю жизнь. * фольклор – устное народное творчество; его жанры – песни, сказки, загадки, потешки, ______________________________ (продолжите своими примерами) 5 Почему так уважали и ценили сказочников, даже неграмотных, в деревне? Они своими сказками, былинами, бывалыцинами, скрашивали невыносимо тяжелый крестьянский труд на дальних сенокосах, куда уезжали семьями на полмесяца, а также на сплаве, рубке леса и других артельных делах 6 Какие стихи внук-поэт посвятил своей бабушке? "Присказки" гг. и "Сказочница" гг.

1 : В Лаврушинском переулке в Москве жил Александр Яшин с семьёй. Семья какого известного писателя жила в том же доме?) 2 : В Лаврушинском переулке в Москве жил Александр Яшин с семьёй. Семья какого известного писателя жила в том же доме? Александр Яшин очень ценил этого писателя – тончайшего знатока природы, внимательного писателя-натуралиста, одного из самых проникновенных, глубоких и одновременно лиричных прозаиков 20 века. Яшин посвятил ему два стихотворения, его фамилия - в названии цикла рассказов А.Яшина Вопросы для викторины

Вариант вопроса с цитированием авторского текста: «Что поделаешь, я не знал _______________молодым. Ни разу не ездили мы с ним на охоту, не коротали ночи у костра, не путешествовали вместе по белозерским лесам. Обо всём этом мы могли только разговаривать» (Из рассказа «Тюлевая занавеска», цикл рассказов «Вместе с Пришвиным»). Будучи весьма немолодым и уже больным человеком, гулять __________ мог только на балконе: «В конце декабря на пришвинском балконе появилась лесная гостья – свежая лохматая ёлочка. Казалось, сам лес пришёл к __________ в гости. А та ёлочка пролежала под открытым небом до снеготаяния. Короткая тропинка на расчищенном узеньком балконе с хвойным клочком леса на уровне шестого этажа стала последней тропинкой ___________». Но писательская тропинка не короткая и узкая. «Она – широкая и уходит далеко-далеко, через Дунино и Загорск, через мою Вологоду, откуда _______ начинал своё первое путешествие в края непуганых птиц, к карельским озёрам, - бежит она в приморские дебри, где растёт женьшень, к былинному Китеж-граду, к животворным родникам Берендея, в гущу народную, к тем, кто работает на земле и в лесах, и сказки складывает, и песни поёт, и на ком земля держится, - к людям, к людям. И кажется мне, что по одной из этих тропинок, уже не по пришвинской, а по своей иду я сам. И может статься, ещё не поздно, я расскажу людям обо всём, что увижу и услышу на своей родной стороне…»(Из рассказа «Последняя тропинка», цикл рассказов «Вместе с Пришвиным»).