Медиарегионалистика в парадигме российских исследований массмедиа. Чернов Александр, д.ф.н., проф., Череповецкий государственный университет Национальные медиасистемы между национальным и глобальным: модели и тренды 2010-х гг.
Мониторинг модернизационных процессов: отсутствующий «фактор медиа»
Инвестиционные рейтинги регионов России // Рейтинг социального самочувствия регионов. Первый выпуск.// Рейтинг информационной открытости глав субъектов Российской Федерации // regional-governors-russia Культурные факторы модернизации. Доклад. // ii.pdf Чернов А.В. Медиа в «модернизационном дискурсе»: модернизация или медиатизация // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этнические проблемы: Материалы Международной научно-практической конференции. М., С. С ; Чернов А.В. Медиасоставляющая в структуре социального капитала региона// Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения. Череповец. ЧГУ, С
Медиатизация как социальный тренд «…Понятие коммуникации включает в себя намного больше, чем сообщения и признанные системы связи, по которым эти сообщения передаются. Коммуникация определяет социальные реалии и в этом смысле влияет на организацию труда, характер технологии, учебные программы образования и использование "свободного" времени, т.е., по сути дела, на все основные социальные параметры образа жизни » (Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., С ) «..Медиатизация не есть теория модернизации ( как теория изменений), а часть подхода к социальной теории медиа и коммуникации, даже более – к социальной теории общества». (Коломиец В.П. Медиатизация-социальный тренд //Философия коммуникативного пространства: расширяя галактику: Материалы Международной научно-практической конференции к 100 летию со дня рождения Герберта Маршалла Маклюэна.- М., С.51-56)
Регионалистика как исследовательская «платформа» Регионалистика в качестве основного объекта внимания формулирует проблему разграничения локального и глобального в социально-экономическом и социально- культурном аспекте.
Территориальное поведение – как ключевой концепт «Всякое поведение территориально». «Территориальное поведение представляет собой форму социального поведения, главной особенностью которого является очевидная и непосредственная связь с той территорией (местом, местностью, регионом в составе государства, отдельным государством или группой государств (макрорегионом), на которой это поведение происходит». «Базовая модель территориального поведения выступает нормой (социальным фактом, правилом, традицией), подчиняющей себе социальное поведение субъектов.» «…Территориальное поведение среди всех иных форм социального поведения имеет наиболее интегративный характер, поскольку включает в себя все возможные типы поведения, имеющие специфику в данном месте (экономическое, политическое, религиозное, образовательное, этнокультурное, миграционное и проч.)» (Рязанцев И.П., Завалишин А.Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ. М., 2006)
Медиарегионалистика: проблемное поле Медиарегионалистика может стать направлением научных исследований, изучающим специфику территориального медиаповедения людей. В условиях огромного разнообразия и сильнейшей дифференциации по множеству важнейших, обуславливающих качество и стили жизни параметров (демография, уровень образования, уровень доходов и др), выделение такого сегмента исследовательского внимания представляется актуальным. медиарегионалистика может быть обращена к двум основным проблемным, взаимосвязанным, но не идентичным, областям: специфике региональных медиасистем (медиапроизводство) и специфике регионального медиапотребления.
Медиарегионалистика: рабочее определение Медиарегионалистика – отрасль медиаисследований, изучающая территориально обусловленное медиаповедение (медиапотребление и медиапроизводство ) как некий регионально ограниченный, существующий продолжительное время поведенческий паттерн, формирующий специфические для данного региона способы и формы медиатизации.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ