ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ Из опыта работы Даминовой Мухабад Махмудовны, учителя географии МБОУ «Санинская средняя общеобразовательная школа», 1-я квалификационная категория
Условия возникновения педагогического опыта Сельская средняя общеобразовательная школа; 5 класс-комплектов, в том числе есть спаренные классы (7-8). Программа для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) под ред. И.В. Душиной, 2006 год. Стандарты среднего(общего) образования по географии, 2004 год.
Для активного участия в образовательном процессе ученику нужна мотивация достижения. Важнее сегодня то, что ученик умеет делать САМ. Доминируют познавательные мотивы учебной деятельности и положительное отношение к школе: - на уроках интересно – 44%; - нравится учиться – 33%; - на уроках узнаю много нового – 45%. Широкие социальные мотивы соответственно: - хочу больше знать – 66,6%; - чтобы потом можно было продолжить образование, работать – 32%.
АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из задач школьной географии на современном этапе: дать учащимся основные базовые понятия, научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. УЧИТЕЛЮ ГЕОГРАФИИ ВАЖНО научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Ведущая педагогическая идея Всё новое - в действие! Это моё педагогическое кредо. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации - средство достижения этой цели.
основывается на: постоянном стимулировании и развитии познавательного интереса учащихся; создании условий по углубленному изучению материала, заинтересовавшего ученика; изучении частных тем географии с общегеографических позиций и неоднократному возвращению к основным теоретическим положениям на различных этапах обучения; практической обработке теоретических знаний в процессе наблюдений, экспериментов, с последующим обсуждением и оформлением результатов; привитии и совершенствовании навыков работы с дополнительной литературой; изучении географии на основе интегрирования знаний по основным естественно-научным дисциплинам; формировании навыков здорового образа жизни; осуществлении текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков на всех этапах обучения. Самостоятельная работа учащихся на уроках географии
Проблему повышения учебной мотивации рассматривают ученые П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, методисты Г. И. Щукина, А.А. Щекарева и другие. Результаты анкетирования, диагностик образовательного процесса показывают, что у учащихся 8-9 классов учебная мотивация снижается. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности; Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить; Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни; Однообразие жизни и учебного процесса; Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще; Однообразная и авторитарная позиция учителей и родителей. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ
НОВИЗНА ОПЫТА Соотношение самостоятельной и аудиторной работы сегодня в наших школах 1:9 ( в мире 1:3,5). Поэтому так важно использовать весь потенциал самостоятельной работы учащихся. По характеру мой опыт- репродуктивно- познавательный. При отсутствии принципиально новых открытий и изобретений в нём присутствуют усовершенствованные методики при организации самостоятельной работы учащихся, направленной на повышение уровня учебной мотивации подростков.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Основные принципы: Творческий подход к уроку; Вера в ученика; Педагогический оптимизм.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ п/п Ф.И.О. учащегося7 класс8 класс9 класс 1Владимиров В.434 2Мащенко А.333 3Першукова А.445 4Петросян Р.434 5Пронина Н.444 6Сарханова С.445 7Шевченко О.333 Качество знаний71,4%42,9%71,4%.
Годы Низкий уровень (репродуктивная деятельность) Средний уровень (реконструктивная деятельность) Высокий уровень (продуктивная деятельность) ,18%63,63%18,18% ,09%63,63%27,27% %54,54%45,45% УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕКАДА
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ уч. год уч. год Экзамен в форме ГИА - 100% ЕГЭ -- КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ по результатам итоговой аттестации
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ У каждого класса свой опыт познавательной деятельности, самостоятельности, активности, уровень развития. Поэтому методы и приемы не могут быть перенесены механически в любой из классов. Накопленный мною опыт работы требует теоретического осмысления основных этапов в работе, а также методов и приемов, которые можно применить при аналогичной работе. Самостоятельная творческая работа позволяет развивать в каждом ученике прежде всего цельную личность, востребованную обществом. Использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а насущная необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
2013 год СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!