МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
Цель педагогического совета: организация работы педагогического коллектива по мониторингу качества образования в лицее в системе «учитель – ученик».
Методические функции педагогического совета: Информационное направление – сообщение о современных требованиях к результатам образования, критериям и показателям оценки результатов образования в лицее. Развивающее направление – развитие педагогического мастерства в оценке результатов качества образования.
Обучающее направление – повышение педагогического профессионализма в оценке результатов своего труда. Активизирующее направление – активизация усилий педагогического коллектива в предъявлении результатов качества образования в лицее.
Форма проведения педагогического совета: Методический семинар - практикум.
Кто не знает, куда направляется, тот очень удивится, попав не туда. Марк Твен
Образовательный мониторинг целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей.
Миссия мониторинга: обновление содержания образования, обеспечивающее новое качество образования.
Качество образования (педагогический словарь) - определённый уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями, степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательной деятельности от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
Качество образования имеет следующие составляющие: качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства учителя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе; качество условий реализации образовательного процесса; качество управления системой образования в Лицее.
Качество образования характеризует: состояние и результативность процесса образования; состояние и результативность процесса образования; соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии компетентностей личности (гражданских, бытовых, профессиональных). соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии компетентностей личности (гражданских, бытовых, профессиональных).
освоение предметных знаний и умений; освоение предметных знаний и умений; умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины); умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);
овладение междисциплинарными умениями: овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст); - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст); - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.); - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.);
овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), умения сотрудничать и работать в группах; умения сотрудничать и работать в группах; умения учиться и самосовершенствоваться; умения учиться и самосовершенствоваться; умения решать проблемы и др. умения решать проблемы и др.
интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету); интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету); динамика образовательных достижений; динамика образовательных достижений; сформированность общеучебных умений; сформированность общеучебных умений; Показатели образовательных достижений:
сформированность коммуникативных умений; сформированность коммуникативных умений; сформированность познавательных интересов; сформированность познавательных интересов; установки и ценностные ориентации; установки и ценностные ориентации; профессиональное самоопределение. профессиональное самоопределение.
Основополагающим принципом в теории качества определен компетентностный подход
Проблемы: отсутствие методологически выверенного подхода к проектированию и организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие компетентностей. отсутствие адекватной системы оценки образовательного результата. отсутствие общепринятых (утвержденных на федеральном и региональном уровнях) показателей уровня сформированности ключевых компетентностей.
отсутствие инструментария и механизма проведения мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей. отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в лицее.
Объективное измерение – путь к новому качеству образования «Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» (Плакат в кабинете А.Эйнштейна)
Программа «Мониторинг качества образования»: Направлена на создание механизмов повышения качества образования в лицее. Предполагает системную организацию управления качеством образования. Определяет важнейшие психолого- педагогические условия, обеспечивающие успешность управления качеством образования.
Объект исследования – образовательный процесс в лицее. Предмет исследования – взаимоувязанные изменения образовательного процесса в лицее, направленные на решение проблем развития ключевых компетентностей учащихся.
Цель мониторинга создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования в лицее, о количественных и качественных изменениях в ней, управление качеством образования.
Задачи мониторинга: получить информацию о состоянии системы образования в лицее; выявить изменения, происходящих в системе образования, и факторы, вызывающие их; предупредить негативные тенденции в системе образования лицея; осуществить краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов в системе образования; определить набор ключевых компетенций школьников для проектирования и описания образовательных результатов в нормативных документах, образовательной программе лицея, а также в соответствующих измерителях образовательного результата.
Гипотеза: Полученная информация о состоянии системы образования в лицее (мониторинг) позволит - предупредить негативные тенденции в системе образования лицея, - системно управлять организацией образовательного процесса.
Ожидаемые результаты : Обновление содержания образования, обеспечивающее новое качество образования,высокий уровень формирования компетентностей учащихся. Разработка инструментария для оценки качества образования в лицее. Создание системной организации управления учебно- воспитательным процессом. Достижение качества образования учащихся, отвечающее требованиям ГОС и удовлетворяющее ожидания различных участников образовательной деятельности от предоставляемых лицеем образовательных услуг.
Благодарим за внимание!