Организация прогулки в ДОУ Воспитатель: Толмачева О.В.
Цели и задачи прогулки в дошкольном учреждении Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально- личностному развитию детей. Виды прогулки (по месту проведения): на участке Учреждения; пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
Интеграция образовательных областей при проведении прогулки В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд»
Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» Развитие физических качеств Накопление и обогащение двигательного опыта детей Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Решаются через Подвижные игры Развитие основных движений ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Составляют одно направление – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»: o Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; o Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; o Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; o Развитие игровой деятельности детей: o Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; o Развитие трудовой деятельности; o Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Решаются Трудовые поручения Ознакомление с трудом взрослых Наблюдения Самостоятельная игровая деятельность Дидактические игры. Составляют одно направление - СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.
Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» o Сенсорное развитие; o Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; o Формирование элементарных математических представлений; o Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; o Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; o Развитие всех компонентов устнойречи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; o Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Решаются в ходе: o подвижных игр с детьми o трудовых поручений o ознакомления с трудом взрослых o наблюдений o экспериментирования с предметами окружающего мира o целевых прогулок o самостоятельной игровой деятельности o дидактических игр с детьми Составляют одно направление – ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Структурные компоненты прогулки Разнообразные наблюдения. Основные движения и подвижные игры. Дидактические игры. Трудовая деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. от 7 до 15 минут от 20 до 25 минут Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдения – основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений Живая природа: растения и животные Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег. текущие ручьи) Труд взрослых
Виды наблюдения Кратковременные организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать последовательность: o устанавливаются факты; o формируются связи между частями объекта; o идет накопление представлений у детей; o проводятся сопоставления; o делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Организация двигательной активности. o Расширяется двигательный опыт детей o Совершенствуются навыки в основных движениях o Развиваются физические качества o Формируются самостоятельность и активность o Положительные взаимоотношения со сверстниками
Подвижная игра Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год) Младший возраст – 6-10 минут Старший возраст – минут
Игра Младший возраст Младший возраст рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Старший возраст проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Средняя группа Средняя группа воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
Дидактические игры. Дидактическая задача Содержание Правила Игровая ситуация При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам: o опираться на уже имеющиеся у детей знания; o задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям; o постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; o конкретно и четко объяснять правила;
Трудовые поручения. Формы организации труда Индивидуальные Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Работа в группах
Самостоятельная игровая деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
СПАСИБО за внимание!