Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (макет)
Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования. В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным, креативным.
Возможны 2 стратегии 1. Реализуется в Стандарте общего образования 2004 года, который нацелен на: - формирование у учащихся ЗУНов; - на упрочение классно-урочной системы; - на консервацию существующего методического арсенала; - на консервацию существующего способа управления образовательными институтами. Возможны 2 стратегии 1. Реализуется в Стандарте общего образования 2004 года, который нацелен на: - формирование у учащихся ЗУНов; - на упрочение классно-урочной системы; - на консервацию существующего методического арсенала; - на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.
2. Реализуется в новом Стандарте общего образования, который нацелен на: -формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; - на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников; -на обогащение педагогического и управленческого арсенала; - на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования.
Требования к структуре Образовательной программы Образовательная программа ОУ представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: -образовательные цели ОУ; -основные и дополнительные образовательные программы на всех ступенях обучения; - Программу развития ОУ.
Образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать свои цели образования Цели ООП начального общего образования: -создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; -для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; -для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой.
Цели ООП среднего (полного)общего образования: Выстраивание образовательного пространства через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника – получение школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать активную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться после школы.
Цели ООП основного общего образования: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования (смену форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе).
Образовательная программа должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования Виды деятельности младшего школьника: -совместно распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа); -игровая; -творческая; -трудовая; -спортивная.
Виды деятельности подростка: -совместно распределенная учебная деятельность в личностно ориентированных формах; -совместно распределенная проектная деятельность, ориентированная на социально значимый результат; -исследовательская деятельность; -деятельность управления системными объектами; -творческая деятельность; -спортивная деятельность.
Виды деятельности старших школьников: -учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.д.); -индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы; -конструкторско-исследовательская деятельность; -организационно-проектная социальная деятельность; -деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы и т.д.).
Сроки освоения ООП по ступеням образования Наименова- ние ООП Ступень Нормативный срок освоения ООП Трудоемкость (общее количество часов в неделю) Трудоемкость ( количество часов в год) Начальное общее образование Начальная школа 4 года135/33, Начальное общее образование Начальная школа 5 лет175/ Основное общее образование Основная школа 5 лет216/43, Основное общее образование Основная школа 4 года176/ Среднее (полное) общее образование Старшая школа 2 года90/453150
Основные образовательные программы начальной школы реализуются через: -обязательные учебные предметы; -развивающие курсы и образовательные модули по выбору школы и семьи; -внеурочная образовательная деятельность.
Основные образовательные программы основной школы реализуются через: -обязательные учебные предметы; - образовательные области; -систему развивающих курсов, образовательных модулей, тренингов по выбору школы и семьи; -систему внеурочной образовательной деятельности; -в 8-9 классах ведется специальная работа с тьютором по составлению портфолио, выбору будущего профиля обучения, разработки индивидуальной образовательной программы.
Основной образовательной программой старшей школы является индивидуальная образовательная программа учащегося, которая реализуется через: - набор обязательных учебных предметов; -выбор образовательных областей; - профильные предметы и элективные курсы по выбору учащегося; - систему предпрофессиональных практик; -систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося; -систему внеучебной деятельности; -систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.
Основным механизмом реализации ООП является учебный план Наименова- ние ООП Соотношение федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеу- чебных видов деятельности (%) Соотношение аудиторных занятий и с самостоятельной работы учащихся (%) Начальное общее образование 80/20 90/10 Основное общее образование 60/40 75/25 Среднее (полное) общее образование 40/6060/40
Требования к результатам освоения ООП ориентированы на следующие аспекты: -идентификация (определение) проблемы; -целеполагание и планирование деятельности; -применение технологий; -планирование ресурсов; -оценка деятельности; -оценка результата (продукта деятельности); -оценка собственного продвижения (рефлексия).
Требования к условиям реализации ООП Требования к технологиям в начальной школе: - технологии безотметочного обучения; -деятельностные формы обучения, предполагающие развитие творческой и поисковой активности; -организация учебного сотрудничества; -игровые технологии.
Требования к технологиям в основной школе: -увеличение удельного веса проектных, индивидуальных, групповых видов деятельности; -модульное или концентрированное обучение; -усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками и базами данных; -социальная практика и социальное проектирование; -дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека и т.д.); -накопительная система оценивания (портфолио).
Требования к технологиям в старшей школе: -дифференциация и индивидуализация учебного процесса внутри одного класса; -технологии развития самостоятельной познавательной деятельности. Все используемые технологии должны иметь определенную преемственность с учетом основных целей каждой ступени образования.