Современное состояние и перспективы развития дополнительных образовательных программ на русском языке ( предвузовская подготовка иностранных граждан )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский автомобильно - дорожный государственный технический университет СЕМИНАР – СОВЕЩАНИЕ - РУДН г. Московский автомобильно - дорожный.
Advertisements

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Национальный исследовательский университет Обучение иностранных граждан в СПбГПУ Декан.
О дополнительных общеобразовательных программах обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению программ высшего образования на русском языке.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В.И. ШИПУЛИН проректор по учебной работе Северо-Кавказского федерального университета Становление системы сетевого взаимодействия федеральных университетов.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Концепция развития международной деятельности МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича Бурукина О.А., проректор по экономическому и международному развитию.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Закон Республики Узбекистан об образовании (принят 29 августа 1997г.) Определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как условие реализации ООП бакалавриата в Московском государственном институте индустрии туризма.
Ученый совет ТИЭИ 24 июня 2014 года Первый проректор – проректор по учебно- методической работе В.В.Соколов 1.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Транксрипт:

Современное состояние и перспективы развития дополнительных образовательных программ на русском языке ( предвузовская подготовка иностранных граждан ) РУДН Семинар - совещание Докладчик : Проректор по международным связям МАДИ, д. п. н., профессор А. Н. Ременцов 1

Московский автомобильно - дорожный государственный технический университет ( МАДИ ) Основан в 1930 году Обучаются – 16,8 тыс. студентов Филиалы ( Смоленск, Чебоксары, Лермонтов, Сочи, Бронницы ) Обучаются 900 иностранных студентов ежегодно Число стран 40 ÷ 60 Обучение иностранных студентов осуществляется с 1956 года Подготовительный факультет для иностранных граждан основан в январе 1960 г. Проректор МАДИ Ременцов А. Н. 2

Необходимость обучения иностранных граждан с позиции государства Осуществление стратегических интересов и влияния через подготовку кадров ; Повышение государственного влияния за счет распространения культуры и языка ; Развитие науки и образования на основе обмена студентами и преподавателями, привлечение одаренных граждан других государств ; Развитие отдельных направлений экономики с учетом предрасположенности выпускников – использование техники, технологий и продукции из стран обучения. Проректор МАДИ Ременцов А. Н. 3

Причины получения образования в вузах РФ Получение образования более высокого качества, чем национальное ; Получение престижного диплома ; Получение образования по специальности отсутствующей в национальных вузах ; Получение образования по специальности перспективной с точки зрения дальнейшего участия, в развитии международных отношений ; Получение качественного образования при финансовой помощи от обучающей стороны ; Желание, хотя бы временно, сменить страну ; Невысокая стоимость получения образования ; достаточно высокий уровень высшего образования в России, особенно в ведущих вузах ; Получение образования по совету родственников и друзей, обучавшихся в вузах России. Проректор МАДИ Ременцов А. Н. 4

Факторы, влияющие на приём иностранных учащихся Геополитическая и экономическая ситуация в мире и положение РФ Мировой рынок образовательных услуг Уровень получаемого образования и материально - технической базы вуза Доступность образования в РФ Миграционная политика РФ и других стран Социально - бытовые условия Криминогенная обстановка и личная безопасность иностранных граждан в РФ Государственная политика в области образования и наличие международных договоров между правительствами РФ и зарубежными странами Система отбора иностранных учащихся Проректор МАДИ Ременцов А. Н. 5

Необходимость обучения иностранных граждан с позиции университета Обеспечение преподавателей университета работой ( сохранение педагогического персонала ); Повышение имиджа университета ; Получение дополнительных внебюджетных средств ; Получение дополнительных доходов ( проживание, питание и другое ) от услуг, оказываемым иностранным гражданам ; Обмен опытом в научной и образовательной среде через выпускников иностранцев ; Мониторинг вузов. Проректор МАДИ Ременцов А. Н. 6

Обучение иностранных граждан Количество вузов обучающих иностранных граждан РФМосква Число иностранных учащихся Обучающиеся по контракту 69 %72 % Число стран Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Историческая справка Первые гос. стипендии ин. учащимся – 1865 г. Первые кафедры русского языка как иностранного ( РКИ ) МГУ – 1951 г. ЛГУ – 1951 г. Первые подготовительные факультеты ( П / Ф ) МГУ – 1959 г. МАДИ – 1960 г. РУДН – 1960 г. 54 подготовительных факультета в 1990 г. 30 базовых П / Ф – в 2010 г. 8 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Миссия дополнительной довузовской подготовки - обеспечение реальной возможности получения иностранными гражданами образования необходимого уровня в Высшей школе России. 9 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Задачи, решаемые дополнительной довузовской подготовкой ( предвузовское обучение ) общие ( для российских и иностранных граждан ) ориентация общеобразовательных знаний на требования конкретного вуза ; углубление общеобразовательных знаний до уровня требований высшей школы ; восполнение пробелов школьных программ ; расширение знаний, умений, навыков по предметам данного профиля обучения в соответствии с требованиями выбранного профиля обучения ; формирование умений и навыков учебной деятельности, принятых в высшей школе ; развитие навыков и умений индивидуальной самостоятельной работы. специфические ( только для иностранных граждан ) нивелирование знаний, полученных по национальным программам, с программами Российской высшей школы ; Обучение русскому языку : нейтральному стилю речи ; научному стилю речи ; языку специальности ; Адаптация : к новым социокультурным условиям жизни ; климатическим и бытовым условиям ; к новым экономическим условиям ; к самостоятельной жизни ( вне семьи, дома ) 10 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

11 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

В основе системы подготовки иностранных учащихся Нормативно - правовое обеспечение Учебно - программное Кадровое обеспечение Материально - техническое 12 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Система приема на обучение : требования к уровню подготовки иностранных граждан ( входное тестирование ); маркетинг рынка образовательных услуг ; выделение приоритетов по странам ; Нормативное обеспечение : отраслевой стандарт ( требования к минимуму содержания ) программы обучения по дисциплинам ; положение об экстернате ; экзаменационный банк данных по дисциплинам. Кадровое обеспечение : требования к преподавателям ; аттестация преподавателей ; повышение квалификации преподавателей. 13 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Правовое обеспечение : визовая поддержка ; условия проживания ; медицинское обслуживание ; статус иностранного студента. Учебно - методическое обеспечение : требования по профилям обучения ; требования по дисциплинам ; учебные и рабочие планы ; разработка, издание, использование методических материалов. Организационное обеспечение : требование к структурам, занимающимся обучением ; аттестация и аккредитация образовательных структур ; сертификат единого государственного образца. 14 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Кого обучаем - кто обучает - чему - как - где Требования Контингент Система отбора Исходный уровень образования Обучаемость Другие База Наличие необходимых площадей Наличие общежития Методичес - кое обеспе - чение Мультими - дийные средства Другое Кадры Квалификация Специализация РКИ Знания этнопедагогики и психологии ОТД и РКИ Другие Содержание Профили подготовки Обязательные дисциплины Вариативные дисциплины Учебные планы Учебные программы другое Технология Ввод предметов Меж - предметная координация Другое 15 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

МАДИ Подготовительный факультет для иностранных граждан Проректор по международным связям Учреждение по медицинскому обслуживанию студентов Декан Управление международного сотрудничества Общежитие Деканат факультетаБиблиотека Заместители декана (по учебной работе, по работе в общежитии) Группа инспекторов Отдел ТСО Ученый совет факультета Кафедра русского языка для иностранных граждан Кафедра общетеоретических дисциплин Кафедра страноведения Кафедры Центр русского языка 16 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Что необходимо для совершенствования системы дополнительной довузовской подготовки иностранных граждан ? Федеральный закон об образовании Комплекс нормативно - правовых документов ГОС, требования к содержанию и уровню подготовки Требования к условиям реализации Требования по оценке качества Нормативные акты: Положение о ПФИ Статус иностранных учащихся Требования к кадрам Методическое обеспечение Порядок отбора иностранных граждан Порядок и критерии отбора ВУЗов для обучения иностранных граждан другое 17 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Некоторые критерии отбора подготовительных факультетов Некоторые критерии отбора подготовительных факультетов Наличие на подготовительном факультете соответствующего профиля подготовки ( технический, гуманитарный, экономический, медико - биологический ). Общее число иностранных учащихся в вузе. Выполнение соотношения преподаватель - студент 1 : 4 ( для обеспечения необходимого качества подготовки ). Обеспечение соответствующих условий проживания. Квалифицированные преподавательские кадры. Методическое обеспечение. Многоуровневая подготовка : ПФИ, бакалавриат, магистратура, аспирантура. 18 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Предложения Разработать стратегию обучения иностранных граждан на федеральном уровне. Маркетинг рынка образовательных услуг – определить откуда ожидать ин. граждан, какие специальности востребованы. Системная оценка качества функционирования образовательных структур, занимающихся обучением иностранных граждан. Прием на 1 курс вуза, только с государственным сертификатом об окончании подфака ( П / Ф ). Обязательное тестирование при наборе на П / Ф по профилирующим дисциплинам. Создать банк данных по экзаменационным материалам. Разработка требований к преподавателям П / Ф и их аттестация. Повышение квалификации преподавателей П / Ф. Централизация специализированных многопрофильных П / Ф. 19 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Тенденции и перспективы обучения иностранных учащихся в высшей школе России : Рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг Обострение конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг Увеличение числа обучающихся в магистратуре и бакалавриате Снижение числа дипломированных специалистов Стабилизация обучающихся в аспирантуре Увеличение числа обучающихся из ближнего зарубежья. 20 Проректор МАДИ Ременцов А.Н.

Спасибо за внимание 21