Малыш в семье…что нужно знать
Периоды детского возраста Период грудного возраста - интенсивный обмен веществ - более высокие темпы физического и нервно-психического развития - предрасположенность к развитию анемии, рахита, гипотрофии, функциональным расстройствам пищеварения Преддошкольный период (раннего детства) - уменьшение скорости физического развития - быстрое созревание нервной системы (становление высшей нервной деятельности) - закрепление двигательных навыков - формирование речи - увеличивается заболеваемость детскими инфекциями (ОРВИ, ларингиты, обструктивные бронхиты)
Периоды детского возраста Дошкольный период - совершенствуются функции органов и систем - нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжается развитие скелета - появляется «сменный прикус» - дальнейшее развитие речи - сохраняется высокая заболеваемость респираторными заболеваниями и детскими инфекциями - возрастает опасность несчастных случаев – ожогов, отравлений, уличного и транспортного травматизма Младший и старший школьный периоды - заканчивается формирование «сменного прикуса» и развитие скелета - становление вегетативной нервной системы - половое развитие, изменение функции эндокринных желез - эмоциональное и психологическое созревание и становление личности - возникают хронические заболевания (желудочно-кишечного тракта, патология костной системы – кариес, сколиоз; развитие ожирения, гипертиреоза и др.)
Нервно-психическое развитие Анализатор зрительный (Аз) 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) 18 – 20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) 1 мес. фиксация взгляда на ярком предмете, плавное слежение с поворотом головы 2 мес. Длительное зрительное сосредоточение (20-25 сек) и длительное слежение (10-15 сек) за движущейся игрушкой 3 мес. зрительное сосредоточение в вертикальном положении 4 мес. узнает мать, радуется 5 – 11 мес. отличает близких от чужих 12 мес. различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого
Нервно-психическое развитие Анализатор слуховой (Ас) новорожденный реагирует на звук вздрагиванием, миганием, закрыванием глаз 1 мес. отчетливое слуховое сосредоточение, громкий звук может вызвать негативную реакцию 2 – 4 мес. ребенок прислушивается к звукам и поворачивает голову к источнику звука 5 мес. узнает голос матери, различает интонации 6 – 8 мес. реакция на свое и чужое имя 9 мес. плясовые движения под плясовую мелодию
Погремушки Развивающий коврик Карусель Ходунки
Нервно-психическое развитие Эмоции (Э) новорожденный отрицательные эмоции 1 мес. первая улыбка на ласковую речь 3 мес. «комплекс оживления» 3 – 6 мес. эмоциональные реакции на игрушки второе полугодие эмоциональные реакции на новую игрушку и результат действия с ней: получилось – радость, не получилось - раздражение
Различные виды эмоций у ребенка 10 -ти месяцев
Нервно-психическое развитие Движения общие 1 мес. Пытается удерживать голову в положении лежа на животе 2 мес. Хорошо удерживает голову 3 мес. Опора на предплечья в положении лежа на животе, удерживает голову в вертикальном положении 4 мес. Поворачивается со спины на бочок 5 мес. Поворачивается со спины на живот При поддержке под мышки упирается ногами о твердую поверхность 6 мес. Поворачивается с живота на спину 7 мес. Самостоятельно сидит, начинает ползать 8 мес. Сам садится, сидит, ложится, встает у опоры, переступает, держась за опору 9-10 мес. Ходит у опоры или при поддержке за обе руки, влезает на невысокую поверхность и слезает с нее мес. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги
7 месяцев 8 месяцев
9-10 месяцев 8-9 месяцев
Нервно-психическое развитие Движения общие на 2-ом, 3-ем году жизни 1 г 3 мес. Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) 1 г 6 мес. Движения более координированные – перешагивает через препятствие приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) 1 г 9 мес. Умеет ходить по поверхности шириной см на высоте от пола см (без помощи взрослого) 2 года Перешагивает препятствия чередующимся шагом (3-4 палочки на расстоянии 20 см на полу) 2 г 6 мес. Перешагивает препятствия приставным шагом (кубики и др. предметы высотой см на расстоянии 20 см на полу) 3 года Перешагивает препятствия чередующимся шагом (кубики и др. предметы высотой см)
2 г - 2 г 6 месяцев 1 г 3 мес. – 1 г 9 мес.
Нервно-психическое развитие Движения руки Нервно-психическое развитие Движения руки 3 мес. Случайно наталкивается на игрушку 4 мес. Поднимает и разглядывает свои ручки 5 мес. Двуручное хватание, игрушку захватывает, прижимая пальцы к ладони 7-8 мес. Прицельное хватание 9-10 мес. Ножницеобразное хватание мес. Клещеобразное хватание
Нервно-психическое развитие Развитие речи на 1-ом году жизни 2-3 мес. Гуление 5 мес. Длительное гуление («свирель») 6 мес. Лепет (сначала отдельные слоги, а затем «модулированный» лепет - ба-ба-ба, ма-ма-ма, да- да-да и т.д.) 7-8 мес. Возникновение «сенсорной» речи 8-10 мес. Громко и четко произносит слоги, повторяет за взрослым мес. Первые облегченные слова «ма-ма», «кис-кис», «би- би», «ав-ав» и т.д. Словарный запас 8-10 слов
Развитие речи на 2-ом, 3-ем году жизни 1 г 3 мес. Пользуется лепетом и облегченными словами 1 г 6 мес. В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы (облегченными или правильными словами) 1 г 9 мес. Пользуется двухсловными предложениями 2 года Пользуется 2-3-словными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения при общении со взрослыми (запас слов 300) 2 г 6 мес. Строит предложение из 3 слов и более. Появляются вопросы «где?», «когда?» 3 года Употребляет сложные придаточные предложения. Появляется вопрос «почему?»
Нервно-психическое развитие Навыки и умения 5 мес. Ест с ложечки полугустую пищу 6 мес. Пьет из чашки мес. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками 1 год 3 мес. Самостоятельно ест густую пищу 1 год 6 мес. Самостоятельно ест жидкую пищу 3 года Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки
Приучение ребенка к горшку
Нервно-психическое развитие Сенсорное развитие (С) 1 г 3 мес. Играя, различает два разные по величине предмета (большой и маленький кубик) 1 г 6 мес. Из предметов разной формы (кубики, шарики, призмы, кирпичики) по образцу или слову подбирает предмет такой же формы 1 г 9 мес. Играя, различает три разные по величине предмета (большой, средний и маленький кубик) 2 года По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета (красный, синий, зеленый) 2 г 6 мес. Подбирает по образцу предметы 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый) 3 года Называет 4 основных цвета
Нервно-психическое развитие Игра и действия с предметами (И) 1 г 3 мес. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу и др.) 1 г 6 мес. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу) 1 г 9 мес. Строит «ворота», «скамейку», «домик» 2 года В игре воспроизводит ряд логически связанных действий 2 г 6 мес. Игра носит сюжетный характер 3 года Появляются элементы ролевой игры (играя с куклой, говорит «Я мама», «Я доктор»)
Физическое развитие детей Динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Количество долженствующих молочных зубов – (n – 4), n – возраст ребенка в месяцах Количество долженствующих постоянных зубов – (4n – 20) n – возраст ребенка в годах
Уровень резистентности Определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года Хорошая резистентность – 0-3 раза в год Сниженная резистентность – 4-5 раз в год Низкая резистентность – 6-7 раз в год Очень низкая резистентность – 8 и более раз в год
Профилактика Рациональное вскармливание и питание Режим дня (сон, прогулки, гигиенические мероприятия, массаж, гимнастика и т.д.) Прием витаминно-минеральных комплексов (в т.ч., витамин Д) Наблюдение педиатром (специалистами)
Вскармливание (режимы на 1-ом году жизни) 1 – 7 кормлений через 3 часа (6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, ) до 2-3 месяцев 2 – 6 кормлений через 3,5 часа (6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30) до 4-6 месяцев кормлений через 4 часа (6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00) до 9 месяцев кормлений через 4 часа (6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00) до 12 месяцев
Режимы питания старше года 4 основных приема пищи + 5-е дополнительное кормление в виде смеси для детей старше года 8.00 завтрак – каша + яйцо + молоко (смесь) обед – суп + овощной или крупяной гарнир + мясное блюдо (рыба или курица 1-2 раза в неделю)+ сок (компот, чай, морс) полдник – кефир (йогурт) + творог + фрукты ужин – овощной или крупяной гарнир + мясо + молоко (смесь) 5-е кормление рано утром или вечером – когда в этом нуждается ребенок (до 18 месяцев)