ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 3-2 ТЫС. ДО Н. Э. Гомеровский период 11-8 в в. до н. э. Архаический период 7-6 в в. до н. э. Классический период 5-4 в в. до н. э. Эллинистический период конец 4 в. до н. э.- 1 в. н. э.
Эгейская культура. Крит. Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был Крит, а затем Микены.
ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя
Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек немец Генрих Шлиман ( ).
Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал». Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени. А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.
ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Кносский дворец В начале II тыс. до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей.
Дворец- лабиринт, зодчий Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, КноссДворец- лабиринт
Дворец Лабиринт МинотавраДворец Лабиринт Минотавра, архитектор Дедал(?) нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс
Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.
Настенные росписи дворца- лабиринта Настенные росписи дворца- лабиринта нач. II тыс. до н.э. Крит, Кносс
Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники. По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь.
В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца Лабиринт (Дворец Лабрисов).
Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической».МикеныТиринф Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось. МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ
. В XIV в. до н. э. вход в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами», украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощенному в критской колонне.Львиными воротами
Крепость в МикенахКрепость в Микенах, строители неизвестны XIV-XIIIвв. до н.э. Греция, Микены
Крепость в ТиринфеКрепость в Тиринфе, строители неизвестны XIV-XIIIвв. до н.э. Греция, Тиринф
Гробница АтреяГробница Атрея, строители неизвестны XIVв. до н.э. Греция, Микены
В Древней Греции получило особое развитие искусство вазописи. В Древней Греции получило особое развитие искусство вазописи.
Чернофигурная вазопись. Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики.
Краснофигурная вазопись Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э.
Вазы-гнафии. Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в гг. до н. э.