Технология поддержки ребенка
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.
Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями :
на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним; учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося; учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его; учитель должен быть активным участником группового взаимодействия; он должен открыто выражать в классе свои чувства; должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологии личностно- ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. По мнению Е. В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:
иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявлять гуманную педагогическую позицию; заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического здоровья детей; уметь создавать и постоянно обогащать культурно- информационную и предметно-развивающую образовательную среду; уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеть разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно- развиваюшую направленность; проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
Этапы педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы: 1. Сигнальный 2. Контактно-созидательный 3.Диагностический 4. Проектный 5.Деятельностный (осуществление плана намеченных действий по решению проблемы. Педагогическая поддержка усилий ребенка) 6.Результативно-аналитический
. Совместно с психологом я работаю по программе «Самосовер шенствование личности». Цель, ради которой живет человек на земле -это самосовершенствование. И как говорил И.Г.Песталлоци «Образование должно помогать людям становиться помощниками самих себя». Курс «Самосовершенствование личности» включает в себя такие разделы:
«Познай себя» (самопознание)-5класс. Мы провели классные часы: «Роль общения в нашей жизни», «Как зависть душу разъедает», «Как стать успешным», «Я и мои увлечения», а также ряд бесед по этикету. Психолог А.И.Вавилова проводила социометрические исследования. Давала рекомендации и советы по результатам исследований. Некоторые заинтересованные родители ходили на собеседование к ней, чтобы лучше узнать о правилах эффективного общения со своим ребенком. «Сделай себя сам» (самовоспитание) – 6 класс «Научи себя учиться» (самообучение) -7 класс «Утверждай себя» (самоутверждение) – 8 класс «Найди себя» (самоопределение) – 9 класс «Управляй собой» (саморегуляция) – 10 класс «Реализуй себя» (самоактуализация) – 11класс Классные часы по по программе «Научи себя учиться»:
Индивидуальные способности в обучении ( самопонимание, самовоспитание) Пять «САМО» в учении. Первое САМО – целеполагание Второе САМО –планирование Третье САМО – самообразование (организация и усвоение материала) Четвертое – поиск информации Пятое- составление плана самообразования на лето.
В 6 классе 15 человек участвовали в проведении углубленной психологической диагностики учащихся. Были проверены навыки чтения на русском языке, работоспособность (скорость и внимание), визуальное мышление, мотивация достижения. Из результатов стало ясным, что большинство учащихся имели средние и слабые показатели по проверенным параметрам. Однако по мотивации достижения более половины учащихся имели надежду на успех. С результатами диагностики и вытекающими отсюда рекомендациями были ознакомлены работающие учителя – предметники и родители. Детям была оказана педагогическая поддержка в образовательном процессе с учетом их индивидуальных способностей. Результатом её явилось повышение качества знаний в первом полугодии на 9.8% по сравнению концом прошлого учебного года.
Также применяю в своей работе сигнальный метод ( определение проблем ребенка, обращение родителей к педагогу, тревожное суждение об ученике одноклассников и учителей, работа в классе) сводная диагностическая ведомость.doc