Работа над проектами в начальной школе Опыт ОС «Школа 2100»
Особенности организации проектной деятельности I. Двухкомпонентная организация проектной деятельности Работа над темой и работа над проектами. Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.
Особенности организации проектной деятельности II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора. Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Этапы проектной деятельности Выбор общей темы Осуществляется учителем Основания для выбора темы: персональное отношение учителя к теме, широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме, возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей Результат – выбранная тема
Этапы проектной деятельности Примеры тем Вода Время Профессии Первобытный мир Сказочные герои Изобретения Дом Школа Книги Космос
Этапы проектной деятельности Выбор своей индивидуальной темы Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Этап 1. Знакомство с темой
Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 2-3 недели Результат: найденные сведения
Этапы проектной деятельности Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и заносит избранные сведения на лист единого формата Задача –возможность познакомить других детей с новой информацией Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранный из отдельных листов и хранящийся в открытом доступе альбом с оглавлением
Этапы проектной деятельности Выбор проектов Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои Если проект групповой, то определяются группы участников Результат: выбранные детьми проекты
Этапы проектной деятельности Реализация проектов Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По времени занимает 2-3 недели Результат: выполненные проекты
Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки, защищаются исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Другие пути поиска темы проекта Как дальнейшее развитие интереса, возникшего у ребёнка при изучении какой- либо темы на уроке. Как рассмотрение одного из аспектов темы-увлечения, к которому учащийся имеет длительный и стойкий интерес.
Спасибо за внимание!