УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ – К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Понятие «качество» - дискуссионно Точки зрения: 1) «Консервативная» (образование – это социально значимое благо, а качество – это фундаментальность) 2) «Реформаторская» (образование – это услуга а качество – это эффективность) 3) «Гуманистическая» (Образование – это личностно значимое благо, а качество – это самореализация)
Ключевые вопросы аналитики образования 1) Кого учим? (вопрос об ученике) 2) Кто учит? (вопрос об учителе) 3) Чему учим? (содержание) 4) Как учим? (методика и техника) 5) Зачем учим? (цели образования)
Образование как деятельность К Предмет труда (человек) Инструменты и методы Знания, опыт Продукт труда (выпускник определенными интеллектуальными и моральными качествами) Нормы деятельности (формализованные и неформализованные) Контекст: культура, экономика, социум Ценности Цели: Социальный и антропологический проект ?1?1 ?2?2 Содержание образования ?3 ?3
Классическая цель образования Всестороннее развитие личности в единстве ее интеллектуальных (развитие ума), эмоционально- эстетических (развитие души) и морально-волевых (воспитание сердца) качеств – формирование личности по ОБРАЗУ
Два типа отношения к знанию: 1) Технологическое – знание как инструмент достижения личных целей (софисты, прагматизм) 2) Ценностное – знание как самоценность и возможность отличать истинные цели от ложных (Сократ, вся религиозная философия, советский марксизм)
Виды знания 1) Прагматическое знание (инструмент действия); 2) Отвлеченное знание (о мире «вообще»); 3) Художественно-эстетическое знание (искусство)