«ЖИВЫЕ БАРОМЕТРЫ» Конкурсанты должны иметь представление о фенологических наблюдениях, знать наиболее распространенные приметы, связанные с изменением жизнедеятельности растений и животных, уметь объяснять данные приметы с научной точки зрения.
Возможные вопросы: Кто(что) предвещает дождь (мороз, снег, хорошую погоду, оттепель?
Определить по дождю, ветру, облакам, росе, радуге, снегу. Что обозначают пузыри на воде во время дождя? Что обозначает радуга на вечернем небе?
Поведение животных Собака катается на траве(по снегу). Поведение растений Акация выделяет сильный нектар.
«ГРИБНОЕ МЕСТЕЧКО»
Краткое описание. Ареал распространения. Использование человеком. Вред и польза грибов. Роль грибов в круговороте веществ в природе.
Одеть удобную одежду, обувь, обработка от клеща. Грибы лучше срезать ножом. Собирать только хорошо известные вам грибы. Не собирать старые и поврежденные насекомыми грибы. Не хранить долго собранные грибы. Не собирать грибы в городах, вблизи автомагистралей и промышленных предприятий.
«ЗАПОВЕДНАЯ ПОЛЯНКА»
Конкурсанты должны знать виды охраняемых территорий Челябинской области (заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки), их назначение и режим природопользования, продемонстрировать знание растений и животных Челябинской области, занесенных в Красную книгу, уметь определить основные причины снижения численности данных видов, меры охраны и мероприятия по защите этих видов.
Федеральный заповедник Ботанический заказник Зоологический заказник Гидрологический памятник природы Ботанический памятник природы Федеральный национальный парк
Растения из Красной книги
Животные из Красной книги
Участники конкурса должны знать правила поведения человека в природе, уметь объяснять необходимость их выполнения для экологически грамотного взаимодействия человека с природой.
Этап состоит из 3 групп: «Жалейкин» Взаимодействие с природой Помощь природе и природным объектам
Экологические ситуации. Чем укрыть муравейник во время дождя? Как помочь птенцу, выпавшему из гнезда? Сколько собрать ягод в лесу для подкормки птиц зимой?
Правила поведения в природе. Разложение костра. Сбор растений для букетов. Плакат в защиту природы.
Подкормка птиц. Чем? Как? Как сделать кормушку? Виды кормушек. Как правильно развесить?
Параметры оценки: грамотность и логичность ответа – 5 б. эрудированность конкурсанта – 5б. степень знакомства с современным состоянием экологической проблемы – 5б использование дополнительных знаний-5 Максимальное количество баллов – 20 б.