1 Тенденции развития высшего образования Ноябрь, 2011 год
2 Решения от 31 августа - профессиональные стандарты - прогнозирование кадровой потребности - престиж рабочих специальностей - региональные программы развития профессионального образования «Очевидно, что без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе»
Динамика изменения числа госвузов
Динамика изменения числа вузов
Динамика государственных институтов, академий и университетов
Динамика государственных институтов, академий и университетов
Распределение негосударственных вузов по видам
Динамика изменения количества студентов в государственных и негосударственных вузах
Динамика количества государственных (внизу) и негосударственных (вверху) вузов
США 445 Германия 240 Великобритания 276 Японии 233 Россия – 495 Численность студентов на населения
11 Две ключевые проблемы 1. С 90-ых годов сложился сектор слабо ориентированного на производство профессионального образования. Мода имела большее значение, чем трудоустройство. Учреждения профессионального образования экономически зависимы главным образом от модных направлений подготовки 2. Исторически в системе образования России сектор исследований и разработок развивался независимо от сектора профессионального образования. В итоге вся наука сконцентрирована в специальных научных организациях. Однако сейчас это необходимо перестраивать
12 Провал начался
13 Ведущие вузы Ведущие университеты (МГУ и СпбГУ) 2 Федеральные университеты 8 Национальные исследовательские университеты 29 Якутск Владивосток Красноярск Ростов ( Казань Архангельск Екатеринбург Томск Новосибирск Н. Новгород Перм ь Самара Москва 6 НИУ Санкт-Петербург 2 НИУ
Господдержка вузов Мероприятие Всего Программы развития МГУ и СПбГУ 5,03,02,010,0 Программы развития федеральных университетов 5,06,07,018,0 Второй этап конкурса НИУ 6,07,0 20,0 Государственная поддержка развития кооперации российских вузов и производственных предприятий 6,0 7,019,0 Привлечение ведущих ученых в российские вузы 3,05,04,012,0 Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в российских вузах 3,02,03,08,0 Государственная поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями на основе базовых кафедр и базовых лабораторий 2,01,0-3,0 Итого30,0 90,0
15 Конкурс «Программы кооперации» компаний подали, 553 допущены, 112 проектов победителей (1 и 2 этап) компаний – 76 вузов (32%) вузов являются национальными исследовательскими университетами и 6 (8%) – федеральными университетами Конкурс «Программы кооперации»
16 Общий объем субсидий победителей 1 и 2 очереди: 18,06 млдр. руб Общая сумма внебюджетных средств, привлекаемых организациями, победителями 1 и 2 очереди: 20,32 млдр. руб Бюджет и Внебюджет
17 Конкурс «Программы кооперации» Распределение вузов по федеральным округам Центральный 43 (38%) Дальневосточый 2 (2%) Приволжский 23 (21%) Северо-Западный 18 (16%) Северо- Кавказский 1 (1%) Сибирский 15 (13%) Уральский 8 (7%) Южный 2 (2%)
18 «Программы кооперации» 1 очередь
19 «Программы кооперации» 2 очередь
20 Конкурс «Инновационная инфрастр.» подали допущены – 56 победителей 2.35 регионов 3.5 вузов (9%) - федеральные университеты 4.20 (36%) - национальные исследовательские университеты 5.79 вузов победили в обоих конкурсах, 26 (33%) из которых стали одновременно победителями по инновационной инфраструктуре и программам кооперации
21 Конкурс «Инновационная инфрастр.»
22 Ядро российских университетов Инновационная инфраструктура (ПП219) Ведущие ученые (ПП220) Проекты компаний с вузами (ПП218) Ведущие университеты (МГУ и СпбГУ) 2 Федеральные университеты 6 Национальные исследовательские университеты 27 другие 47
23 Лидеры конкурсов ВузыПрограммы кооперации Инновационная инфр. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 31 Московский физико-технический институт31 Московский институт стали и сплавов31 Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина 31 Сибирский федеральный университет31 Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) 31 Казанский (Приволжский) федеральный университет 31 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 31
24 Дополнительные инструменты Программы инновационного развития госкомпаний, разделы V, VI и VII Технологические платформы – приоритеты по НИОКР Несколько десятков Создание малых предприятий (хозобществ) при вузах и научных организациях Более 1000 Инновационная стратегия?
25 Действия для международной интеграции 1. Отдельный проект по привлечению учёных 2. Требования конкурсной документации при отборе вузов в рамках инновационной инфраструктуры и кооперации с производством 3. Требования контрактов и отчётности 4. Еженедельный мониторинг 5. Консультационный центр в МИСИС 6. Работа с торговыми представительствами
26 Ожидаемые результаты 2012 г. 1.Рост объемов высокотехнологичной продукции, начиная с 2012 г. (в крупных предприятиях) и рост объема продукции в малых предприятиях при вузах 2.Рост числа заявок и полученных патентов 3.Рост доли преподавателей, чей основной доход зависит от проектной деятельности (в том числе рост доли преподавателей до 35 лет) 4.Изменение в системе управления, в вузах и на предприятиях (открытость и взаимное участие) 5.Повышение квалификации преподавателей и преподавание специалистов предприятий
27 Ожидаемые результаты гг. 1.80% студентов учатся по модульным программам бакалавриата и магистратуры 2.Строгая практическая работа студентов на предприятиях и в научных организациях, а не распределение 3.По ряду специальностей – профессиональная сертификация на рабочем месте 4.Советы во всех вузах университетов + институты (ненасильственная оптимизация сети) 6.Высокий доход вуза от научной работы и кооперации с предприятиями 7.Академическая и учебная мобильность – каждый третий 8.Резкое снижение административных барьеров (83 ФЗ)
28 Направления работы По возрастанию степени значимости: Организация научных исследований и система управления Кадровая политика Взаимодействие с реальным сектором и академической наукой Образовательный процесс
29 Организация и управление 1.Помимо проректора по науке нужна ещё служба по интеллектуальной собственности 2.Инновационная инфраструктура с общей схемой её функционирования 3.Общественный совет вуза с участием представителей бизнеса и академической науки 4.Публичные отчёты вуза 5.Отход от специализации и укрупнение организационных единиц 6.Внешняя экспертиза научных исследований 7.Участие в системе международной стандартизации
30 Кадровая политика 1.Изменение НСОТ, стимулирование научных исследований 2.Грантовая политика вуза 3.Поддержка молодых учёных 4.Привлечение учёных иных исследовательских центров, поддержка мобильности
31 Партнёрство с бизнесом и наукой 1.Вхождение в число партнёров в рамках программ развития компаний 2.Базовые кафедры 3.Программы практик студентов 4.Стажировка преподавателей на производстве 5.Повышение квалификации работников предприятий в вузе 6.Подразделения технологического развития и прогнозирования в вузе 7.Малые инновационные предприятия вуза 8.Фонды целевого капитала 9.Грантовая политика вуза 10.Поддержка молодых учёных 11.Привлечение учёных иных исследовательских центров, поддержка мобильности
32 Организация образоват. процесса 1.Модульные программы 2.Проектные формы работы 3.Междисциплинарные курсы 4.Преподавание учёных и производственников 5.Образовательные программы по коммерциализации 6.Развитие библиотечного фонда, в том числе с использованием электронных ресурсов, увеличение доли периодики 7.Профильное дистанционное обучение школьников, сезонные школы, олимпиады
33 Идея уклада в образовании …специфическая атмосфера, дух школы не в меньшей степени определяют образование, чем набор или перечень учебных предметов, образовательные области, объем изученного материала и т.п. язык класса или школы (не по формальному признаку, а по реально действующим семантике, тону, стилю и объему лексики) сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик умение действовать в ситуации контрольной работы или экзамена (сложившиеся правила списывания, подглядывания, угадывания и т.п.) почему столь высокий уровень образования в российской школе не обеспечил высокий уровень умения человека действовать в ситуации неопределенности, обладать профессиональной мобильностью, надеяться на собственные силы, а не на президента и правительство, делать осознанный политический, социальный, нравственный выбор
34 Особенности инновационной экономики -Технологичность инноваций. Некоторые креативные процедуры могут быть скучны (инженерная записка, аван-проект, эскизный проект, эксплуатационный объект, серийное производство…), Nokia - Комплексность и полидисциплинарность инноваций. В одном проекте – математики, физики, дизайнеры, экологи и др., Apple - Цикличность инноваций. Разовых инноваций не бывает (нельзя придумать, извлечь прибыль и перестать бороться). Brain-juicer, сменяемость торговых брендов -Сочетание дисциплины и творчества. Важны как регламенты (дисциплина), так и творчество и свобода поиска (в зависимости от ситуации) -Прибыль из открытости. Выход на IPO (Initial Public Offering) – дополнительная прибыль из публичности - Глобальная экономика. И мы в ней занимаем определенное место со своим конкурентным потенциалом
35 Особенности нового уклада Технологичность- проектная деятельность, использование методик проектирования на каждом уроке - модульные технологии - вероятностный, но просчитываемый характер результатов Комплексность- важны и гуманитарии, и технари, нужен баланс - сложное внеучебное пространство Цикличность- люди должны переходить из проекта в проект - все время искать изъяны и совершенствовать
36 Особенности нового уклада Сочетание дисциплины и творчества - выработка регламентов, правил и разбор нарушений - регламентированное аудиторное пространство и творческое внеучебное - новая аттестация кадров Прибыль из открытости - деятельность наблюдательных советов с ясными полномочиями - открытая информационная среда Глобальная экономика - приоритет языковой подготовки - партнерство и переписка с зарубежными вузами
37 Институциональные изменения Предложения: 1.Аспирантура – исключительно научная работа, а магистратура подготовка к ней 2.Говорят ли высокие баллы ЕГЭ о качестве работы вуза? 3.Квоты для инвалидов при приёме 4.Добавление «льготных баллов» к сумме баллов ЕГЭ 5.Стипендии – не через органы соцзащиты, в вузами самостоятельно 6.Ректоры не избираются, а назначаются 7.Тестирование на наркотики 8.Кафедры не только на базе научных, но и промышленных предприятий 9.Педагогическая интернатура 10.Законодательное закрепление типов выставляемых на сайтах документов (не просто информация)