Министерство образования Республики Саха (Якутия) МОУ «Чукарская СОШ им. А.Ф. Алексеева» Федоров Артур Юрьевич ПОСОБИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ »
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….….…………..3 Глава I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике.……….….………… Содержание изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики………..…………………………….…..17 Глава II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Особенности подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию……..………………………… Пособие по информатике «Решение заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию………………………………….68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………..… ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….…..
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: В современной науке накоплен достаточный фонд знаний по проблемам повышения качества обучения программированию на уроках информатики. В то же время, практический поиск учителей осуществляется в большей степени стихийно. Единый государственный экзамен по информатике с 2009 года проводится в штатном режиме. В связи с этим возрастает роль целенаправленной подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ. Анализ результатов сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) итоговой государственной аттестации в форме Единого государственного экзамена за последние годы показывает, что на экзамене по информатике наибольшую трудность они встречают при решении заданий алгоритмизации и программированию. Данная часть предполагает довольно глубокое знание предмета включает задания по темам «Технология программирования» и «Алгоритмизация и программирование», которые являются наиболее сложными для решения.
Как отмечают эксперты, в ходе ЕГЭ 2008 года большинство выпускников не смогли написать самостоятельно программы, на что указывает малое число баллов по заданиям С2 и С4. В части С1 большинство не справились с доработкой программ. В задании С3 рассуждения не доводились до конца. К четвертому заданию почти не приступили. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки выпускников к заданиям ЕГЭ по алгоритмизации и программированию, а также технологии программирования. Наиболее остро данная проблема стоит в сельских школах. Как показал анализ кадрового обеспечения общеобразовательных учреждений, на практике во многих сельских школах информатику в основном ведут учителя других предметных областей или специалисты с техническим образованием. В данных условиях наиболее эффективным и доступным методом является подготовка к решению задач по специально подготовленным пособиям, что позволяет использовать их как на уроках, так и для самостоятельного тренинга. В то же время в настоящее время пособий по ЕГЭ, включающих методы решения заданий по алгоритмизации и программированию, не хватает. Исходя, из этого вытекает проблема разработки пособий для решений заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию.
Проблема: Каким должно быть пособие по информатике, позволяющее обеспечить качественную подготовку к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию? Актуальность проблемы и практическая востребованность определили необходимость выбора темы «Пособие по информатике «Решение заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию»». Объект исследования: Подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике. Предмет исследования: содержание изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики Цель исследования: разработка пособия по информатике для подготовки к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию. Гипотеза: Разработка пособия по информатике для подготовки к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию возможна, если учесть особенности подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию
Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике. 2. Рассмотреть содержание изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. 3. Разработать пособие по информатике «Решение заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию». 4. Определить особенности подготовки учащихся к заданиям ЕГЭ по алгоритмизации и программированию. Методологической основой исследования являются научные работы Методы исследования: - теоретические: изучение и анализ научных источников по теме исследования; - эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом; сравнение; знакомство с опытом учителей.
Практическая значимость: Данное пособие может быть использовано учителями информатики для готовки учащихся, так и учениками, готовящихся самостоятельно к сдаче единого государственного экзамена по информатике. Структура исследования: проект состоит из введения, исследовательской, проектной и технологической частей, заключения и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Раскрыта сущность подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике на основе анализа нормативных государственных документов по ЕГЭ и материалов Артемьева Н.П., Антонова Ю.С., Ровнягина Л.В. Так экзамен по информатике и информационно- коммуникационным технологиям (ИКТ) – относится к тем предметам, которые выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. ЕГЭ по информатике нацелен на проверку знаний и умений, обучающихся исключительно на профильном уровне. Экзаменационная работа состоит из трёх частей. В анализе результатов ЕГЭ по информатике выявлены характерные ошибки абитуриентов и их причины. Подготовку учащихся к ЕГЭ по информатике можно построить следующим образом: Разбор заданий по темам; Рассмотрение примерных алгоритмов для отработки навыков по решению задач; Тестирование учащихся по отработанным заданиям;
- Закрепление навыков по темам; - Методическая помощь учащимся в самостоятельной работе по обобщающему повторению - Анализ результатов ЕГЭ по информатике - Проведение проверочных тестовых работ Основным методическим обеспечением занятий должен быть: Банк учебно-методической информации по ЕГЭ (КИМы, тесты, справочники, методические пособия). И как отмечают вышеназванные авторы для того чтобы получить хорошие результаты к ЕГЭ по информатике, необходимо организовывать специальные занятия, курсы. На улусном и республиканском уровнях, так как в сельских школах остро стоит проблема в обеспеченности квалифицированными специалистами в области информатики.
2. Рассмотрены содержания изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики на основе анализа работ М.П. Лапчика, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера является процесс усвоения учащимися основ процедурного программирования, логического программирования, объектно-ориентированного программирования. Процесс обучения программированию условно можно разделить на следующие этапы: Изучение методов построения вычислительных алгоритмов, для демонстрации языка на примерах простых программ с краткими комментариями; Изучение алгоритмизации и языка программирования, для разработки программного обеспечения ЭВМ; Изучение и практическое освоение определенной системы алгоритмизации и программирования, для формирования навыков алгоритмизации и программирования.
Работа по решению любой задачи с использованием компьютера делится на следующие этапы: 1. Постановка задачи. 2. Формализация задачи. 3. Построение алгоритма. 4. Составление программы на языке программирования. 5. Отладка и тестирование программы. 6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.
3. Определены особенности подготовки к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию на основе анализа работ Н.П. Артемьева, Е. В. Осипова. Особенностью организации подготовки к заданиям по алгоритмизации и программированию ЕГЭ по информатике является - решение задач с производственным содержанием учащиеся могут в рамках различных профильных дисциплин и элективных курсов, в которых можно использовать проектный метод обучения. При проведении занятий необходимо решить следующие вопросы: - разработка и внедрение плана работы; - детальная проработка материала;
4.Структура содержания заданий по алгоритмизации и программированию в КИМ-ах ЕГЭ по информатике имеет следующую последовательность. 1. Оператор присваивания в языке программирования 2. Работа с массивами и матрицами в языке программирования 3. Выполнение алгоритмов для исполнителя 4. Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления 5. Поиск алгоритма минимальной длины для исполнителя 6. Анализ алгоритма построения последовательности 7. Исправление ошибок в простой программе с условными операторами 8. Обработка массива (написать программу из строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке) 9. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк (написать программу средней сложности из строк) Поэтому подготовительные занятия к решению заданий алгоритмизации и программирования рекомендуется построить, придерживаясь этой последовательности.
В результате исследовательской работы разработано пособие по информатике для подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию с учетом особенностей подготовки учащихся к решению заданий ЕГЭ по алгоритмизации и программированию. Пособие состоит из заданий алгоритмизации и программирования, последовательность, которых составлено ориентируясь КИМ-ами ЕГЭ по информатике. 1. Оператор присваивания в языке программирования 2. Работа с массивами и матрицами в языке программирования 3. Выполнение алгоритмов для исполнителя 4. Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления 5. Поиск алгоритма минимальной длины для исполнителя 6. Анализ алгоритма построения последовательности 7. Исправление ошибок в простой программе с условными операторами 8. Обработка массива (написать программу из строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке) 9. Обработка данных, вводимых в виде символьных строк (написать программу средней сложности из строк) Целью пособия является подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике в области алгоритмизации и программирования. И посвящена для учителей информатики, учащихся, студентов при подготовке к ЕГЭ по информатике.