«Что слышу – забываю, что вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» Конфуций С самого детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому исследовательская деятельность заняла свое место в моей работе в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Повысить уровень развития познавательного интереса у детей к объектам и явлениям неживой природы в процессе экспериментирования «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребенка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надежных орудий в его руках является интерес» Врач и педагог Е.А.Аркин «Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением, с особым подъемом, переживая чувства удовлетворения и радости.» К.Д.Ушинский
Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня, света и т.д. Развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизма, силы тяготения и др.) Развитие у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стекла, микроскоп, чашечные весы, песочные весы, линейка) Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,обобщение.
Этот опыт позволяет раскрыть работу термометра.
Рассказать как образуется гранит в недрах земли, о его свойствах.
Этот опыт позволяет объяснить появление радуги
Не ограничиваться интересом к животным и растениям. Чаще обращать внимание детей на явления и свойства неживой природы. Поощрять даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорировать вопросы детей, особенно познавательного характера. Не спешить сразу объяснять, а дать возможность, чтобы ребенок сам понял в чем причина изменений. Ребенку легче делать выводы не на словесном объяснении, а на их собственном практическом опыте.
« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлинский