любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка; задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. «Школа должна заниматься поиском индивидуальности».
Для этой цели в школах существуют научные общества учащихся. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Тьютор- это наставник
Цели тьюторства: оказание помощи обучающимся в построении индивидуального образовательного пути; оказание помощи школьникам в понимании возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других учреждений для достижения его образовательных целей; оказание помощи в использовании результатов обучения.
Задачи тьюторства: научить подопечного планировать собственную деятельность; осуществлять ее анализ; самостоятельно ставить вопросы собственного развития; намечать перспективы роста; проводить воспитание через разные способы работы; учить осмысливать успехи и неудачи.
Содержание работы тьютора: диагностика, выяснение образовательной ситуации, проектирование предстоящей работы, реализация образовательного поиска и демонстрация результатов, анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов.
Основные идеи тьюторского сопровождения исследовательской деятельности: изменение традиционной авторитарной позиции учителя в тандеме «учитель-ученик»; создание условий для взаимодействия с учениками на основе педагогики сотрудничества; искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, построение взаимодействий в реализации программы образования ученика; создание условий, стимулирующих участие обучающегося в качестве СОТВОРЦА процесса собственного образования с опорой на его потребности, мотивы, интересы.
Основными условиями достижения результативности являются: необходимость высокого уровня теоретической подготовки учителя и его профессионализм; стремление учителя к самосовершенствованию и саморазвитию; умелое использование современной педагогической, методической, научной литературы, Интернет-ресурсов, сотрудничество с коллегами.
При тьюторском сопровождении исследовательской деятельности учащихся выделяют следующие блоки работы педагога:
Диагностический: анкетирование, тестирование, беседы, анализ, диагностика интереса ребенка.
Мотивационный: обеспечивает поэтапное развитие познавательной мотивации в соответствующих педагогических условиях
Компетентностный: нацелен на личностные изменения ребенка, включающие умения систематизировать материал, определять перспективы работы, выбрать форму презентации
Задача тьютора заключается в том, чтобы понять сущность детских вопросов и подвести самого ребенка к ответу.
Основная цель применения метода исследовательских проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных обществоведческих проблем.
Критерии выбора тем : -социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся; - воспитательный потенциал проекта; - связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей; -наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.
Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится вовлечению учащихся в исследовательские работы, систематически выполняемые в течение достаточно длительного времени под руководством опытных наставников. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности каждого ребенка.