Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
22 2 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся Личностным Метапредметным Предметным «Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий» ФГОСНОО
4 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
К метапредметным результатам относится: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Понятие «Универсальные учебные действия»
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет в состав основных образовательных программ включить и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Общая характеристика УУД способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию ( путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта); способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.
10 Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
11 Личностные универсальные действия 1) САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 2) СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ; 3) НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЕ.
12 Личностные универсальные действия Самоопределение: Сформированность внутренней позиции обучающегося; Принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; Становление основ российской гражданской идентичности личности и осознание своей этнической принадлежности; Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Личностные универсальные действия Поиск и установление личностного смысла учения («значения для себя») обучающимися на основе устойчивой системы учебно – познавательных мотивов; Понимание границ, того «что я не знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Смыслообразование:
Личностные универсальные действия Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально- нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
15 Регулятивные универсальные действия Целеполагание; Планирование; Прогнозирование; Контроль; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации; Знаково-символические; Моделирование
Познавательные универсальные действия 2. Логические Анализ с целью выделение признаков; Синтез как составление целого из частей: Выбор оснований и критериев для сравнения; Подведение под понятие; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование.
выделение признаков предмета; сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство
Познавательные универсальные действия 3. Действия постановки и решения проблем Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
20 Коммуникативные действия Планирование; Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управлением поведением партнёра.
Состав коммуникативных действий 1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией. 2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия. 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
Чтение в составе универсальных учебных действий: Ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение основного содержания); Изучающее чтение (цель извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией); Поисковое/просмотровое чтение; Выразительное чтение;
Типы чтения: Коммуникативное чтение (вслух, про себя, учебное, самостоятельное); Рефлексивное чтение 1. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку; 2. Понимать основную мысль текста; 3. Формировать систему аргументов; 4. Сопоставлять разные точки зрения; 5. Прогнозировать последовательность изложения; 6. Понимать назначение разных видов текста; 7. Понимать имплицитную информацию текста ;
9. Сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; 10. Выражать информацию текста в виде кратких записей; 11. Различать темы и подтемы специального текста; 12. Ставить перед собой цель чтения; 13. Выделять не только главную, но и избыточную информацию;
Скрытые вопросы: Простые вопросы (называть факты); Уточняющие вопросы («то есть ты говоришь, что…?», «если я правильно понял, что…?»; Объясняющие вопросы («Почему?»); Творческие вопросы («Как ты думаешь, как будут развиться события дальше…», «Что изменилось, если бы…» Оценочные вопросы («что такое хорошо, а что такое плохо») Практические вопросы («как бы вы поступили на месте героя…»)
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
Формирование исследовательской деятельности: Умение видеть проблему; Умение ставить вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение структурировать тексты; Умение работать с метафорами; Умение давать определение понятиям.
Основные компоненты в исследовании: Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы раскрытия замысла; Планирование исследовательских (проектных работ) и выбор необходимого инструментария;
Поиск решения проблемы, проведение исследований ( проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов ; Представление (изложение) результатов.
Пособие посвящено формированию универсальных учебных действий в основной школе. В нем описываются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие ми оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий. Пособие адресовано учителям основной школы. 2-е издание.