Технология включения учащихся в деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию Апасова С.В., кандидат педагогических наук Апасова С.В., кандидат педагогических наук
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одна из важнейших задач воспитания определяется как формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одна из важнейших задач воспитания определяется как формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания
В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан … высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей» В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан … высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей»
Гражданское воспитание учащихся Целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств у учащегося, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности Целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств у учащегося, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности
Гражданские качества личности гражданская ответственность гражданская активность гражданский долг патриотизм толерантность уважение и принятие прав и обязанностей уважение к законам государства гражданское сознание гражданская зрелость
Принципы гражданского воспитания Цели и задачи гражданского воспитания Организационные формы (традиционные и инновационные) гражданского воспитания Организационные формы (традиционные и инновационные) гражданского воспитания Содержание воспитания (планы, программы, учебно- методические комплексы) Содержание воспитания (планы, программы, учебно- методические комплексы) Методы, технологии ГВ (включая методы добровольчества, информационные технологии) Методы, технологии ГВ (включая методы добровольчества, информационные технологии) Средства гражданского воспитания Воспитательная работа Мониторинг качества гражданского воспитания Результат воспитания – гражданин России Требова ния социаль ной реальнос ти УДО Условия гражданского воспитания Социальный заказ общества
Принципы гражданского воспитания Принцип вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса Принцип вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса Принцип интерактивного воспитания и обучения Принцип интерактивного воспитания и обучения Принцип диалогизации, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения в процессе гражданского воспитания Принцип диалогизации, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения в процессе гражданского воспитания Принцип индивидуализации Принцип индивидуализации
Педагогическая технология В основе лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату В основе лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату
Воспитательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели Совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели
Операциональная сторона воспитательной деятельности Метод СредстваСредстваФормывзаимодействияФормывзаимодействия ПозицииПозиции Технологические приемы
Формы и методы гражданского воспитания Ситуативные Дискуссионные Рефлексивные Поисковые Ассоциативные Репродуктивные Игровые Проектные
Взаимосвязь форм и методов гражданского воспитания Взаимосвязь форм и методов гражданского воспитанияМетод Форма организации деятельности Форма организации деятельности Классно- урочная Внеурочная Дополнительное образование Обсуждение понятий + Метод ситуаций ++ Деловые игры ++ Разработка законов жизни ++ Проектный метод +++ Дискуссия+++ Ролевые игры +++ Самоуправление++ Интернет-проекты++ Социальные акции ++
Акция как форма гражданского воспитания Акция – это событие для участника и для образовательного учреждения в целом, в смысле ее событийности, совместности бытия, проживания ценностных отношений к преобразованию объектов, к себе как деятелю, к окружающим людям, вступающим с ним в тончайшие взаимоотношения Акция – это событие для участника и для образовательного учреждения в целом, в смысле ее событийности, совместности бытия, проживания ценностных отношений к преобразованию объектов, к себе как деятелю, к окружающим людям, вступающим с ним в тончайшие взаимоотношения
Признаки акции и принципы ее проведения и организации открытость совместность добровольность участия успешность эмоциональность включенность многозначность краткосрочность
Ступени организации акции 1 ступень. Выбор темы 2 ступень. Глобализация темы 3 ступень. Разработка Слогана 4 ступень. Разработка Символа, эмблемы акции 5 ступень. Определение Площадок действия 6 ступень. Драматургия акции 7 ступень. Момент Единства 8 ступень. Путь
1 этап. Разработка плана акции 1 этап. Разработка плана акции 2 этап. Выпуск и распространение листовок 2 этап. Выпуск и распространение листовок 3 этап. Привлечение социальных партнёров 3 этап. Привлечение социальных партнёров 4 этап. Заочный 4 этап. Заочный 5 этап. Проведение Акции 5 этап. Проведение Акции 6 этап. Аналитический 6 этап. Аналитический Этапы проведения акции
Спасибо за внимание!