Станет ли образование качественным? Адлер Ю.П. МИСИС, Москва (c) Yu Adler Качество образования, Казань,
Эпиграф «Система образования может потерять способность видеть саму себя. Если она держится за общепринятые нормы только потому, что они устоялись, если она цепляется за ветхие догмы, чтобы не утонуть в море неясного, если она возводит распространённые представления в ранг науки, а инертность считает основой основ – такая система выглядит пародией на образование.» Ф.Г. Кумбс (1970) Кризис образования в современном мире. (c) Yu Adler Качество образования, Казань,
Вечный кризис Образование – это область, которая никогда не сможет выйти из состояния кризиса. Это – его природа. От появления нового знания, меняющего наше понимание мира, до его включения в учебные планы, как правило, проходят десятилетия. (c) Yu Adler Качество образования, Казань,
Качество содержания – вне нашей власти Остаётся говорить о качестве менеджмента. Но здесь – практически всё как обычно. Есть только несколько нюансов, как в любой другой области приложений. Их хорошо понимал Э. Деминг (c) Yu Adler Качество образования, Казань,
5 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: В ЧЕМ РАЗНИЦА? Деминг различает образование и обучение
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБРАЗОВАНИЕ Образование – это постоянное действие, не имеющее конца, которое направлено на познание фундаментальных законов жизни.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБРАЗОВАНИЕ (2 ) Образование – это индивидуальный путь познания, направляемый тем, как человек понимает смысл жизни.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБРАЗОВАНИЕ (3) Образование – это индивидуальный путь познания, в котором кровно заинтересован работодатель на современных рынках.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБУЧЕНИЕ Обучение – это уникальный неповторимый процесс, который можно пройти только один раз (в каждой области).
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБУЧЕНИЕ (2) Обучение – это процесс, которому имеет смысл учить только до тех пор, пока не возникнет состояние статистической управляемости.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБУЧЕНИЕ (3) Обучение – это процесс, которому не имеет смысла переучивать после достижения состояния статистической управляемости.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОБУЧЕНИЕ (4) Обучение – это то, что стоит делать конкретно, непосредственно на рабочем месте, а не в учебном заведении.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОЦЕНИВАНИЕ Оценивание – это действие, не дающее информации, пока не достигнуто состояние статистической управляемости.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОЦЕНИВАНИЕ (2) Оценивание – это действие, разделяющее людей по случайным обстоятельствам.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОЦЕНИВАНИЕ (3) Оценивание – это действие, используемое для ранжирования людей, а не для анализа их трудностей и достижений.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, РАНЖИРОВАНИЕ Ранжирование – это действие, разрушающее человеческие отношения, основанное, к тому же, на ложных предпосылках.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, РАНЖИРОВАНИЕ (2) Все, что в наших силах – это разделение людей на три группы, а именно: Превосходящих систему, Принадлежащих системе, Отстающих от системы.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ПРЕВОСХОДЯЩИЕ Превосходящих систему надо тщательно изучать, чтобы понять, каким образом им удалось этого добиться.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ВХОДЯЩИЕ Ранжирование входящих в систему недопустимо. У нас нет возможности их различить.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ОТСТАЮЩИЕ Они нуждаются в поддержке и помощи. Правильно ли их обучили? Нет ли у них особых трудностей?
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, РАЗДЕЛЯЙ, НО НЕ ВЛАСТВУЙ Для разделения обучаемых на эти три группы надо вести мониторинг.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, МОНИТОРИНГ Мониторинг исключает идею наказания и связанный с ней страх.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ЛИДЕРСТВО Лидерство – путь к обучению без страха, к обучению с радостью.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, КТО ЖЕ ПОТРЕБИТЕЛЬ? У обучения много потребителей и заинтересованных сторон. Именно они (все) определяют содержание обучения.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ПОТОК Поток – это способ погружения в процесс учения, при котором ученик забывает обо всем на свете, кроме самого обучения.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ЗА 1. Радость от обучения. 2. Отсутствие несправедливо проранжированных. 3. Эффективное использование ресурсов. 4. Непрерывное совершенствование.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ЕЩЕ ЗА 5. Достижение социальной гармонии. 6. Создание устойчивой мотивации для обучения. 7. Повышение эффективности общества.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ПРОТИВ Наша инерционность. Наша лень. Наше неверие в возможности непрерывного совершенствования. Наше невежество.
(c) Yu Adler Качество образования, Казань, ИСТОЧНИКИ 1. Г. Нив. Пространство доктора Деминга. – Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, У.Э. Деминг. Выход из кризиса. – Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс,
Спасибо за внимание! (c) Yu Adler Качество образования, Казань,