В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России
Основные этапы реализации международных проектов в системе аграрного образования России 1 этап: гг. Проекты с участием западных партнеров, направленные на развитие конкретных университетов: Реформирование образования, Введение новых учебных курсов и программ, Совершенствование материальной базы университетов Введение современных методик обучения
Основные этапы реализации международных проектов в системе аграрного образования России 2 этап: 1998 г. по 2003 г. Проекты консорциумов с более широким привлечением вузов (от 4 до 13): Распространение результатов предыдущих проектов на всю систему российского аграрного образования Создание академических сетей ведущих аграрных вузов Европы, России и СНГ
Основные этапы реализации международных проектов в системе аграрного образования России 3 этап: 2003 г. по н.в. Главный приоритет - Болонское Соглашение Интеграция в общеевропейскую систему образования (ECTS, введение двухступенчатой подготовки, мобильность, система оценки качества образования и др.) Введение совместных учебных программ и форм ДО
Мировые тенденции развития образования - Глобализация - Формирование информационног о общества - Изменение социальных потребностей - Кардинальные перемены на рынке труда - Усиление конкуренции - Интернационализация образования - Экономическая самостоятельность университетов
Современные тенденции государственной политики в мире Государственная политика в области образования 1. Повышение требований к эффективности академической работы (навстречу ожиданиям общества, потребностям бизнеса) 2. Сокращение доли государст- венного финансирования образования и вузовской науки 3. Предоставление большей свободы в принятии стратеги- ческих и тактических решений
SWOT – анализ Сильные стороны Возможности Слабые стороны Угрозы Основные этапы в стратегическом менеджменте университетов Разработка миссии и стратегии ее выполнения Реализация стратегии Разработка орг. структуры Разработка планов действий Планирование бюджета Управление изменениями Оценка и обратная связь
Анализ внешней привлекательности сильных сторон
Анализ среды позволяет: Увязать сильные внутренние стороны с внешне привлекательными, т.е. определить приоритеты развития Пролить свет на последствия от внешних возможностей и угроз (конкуренция, демография и т.п.) Позиционировать университет в окружа- ющей среде и выработать реальный план достижения целей в условиях среды
Миссия и политики Миссия – это цель и стратегия, основанные на определенных ценностях и поведенческих стандартах (культуре) Миссия должна отвечать на вопрос: «Что есть деятельность университета и каковы должны быть ее цели?» Ясная миссия усиливает согласованность действий в университете, облегчает децентрализацию управления
Миссия и политики Миссия должна быть четкой, краткой и выразительной Практическая реализация миссии осуществляется через «политики», которые выражают стратегии развития отдельных направлений деятельности университета (научные исследования, образование и т.п.)
Реализация стратегии Разработка организационной структуры Разработка планов действий Планирование бюджета Управление изменениями
Разработка организационной структуры Организационная структура должна подчиняться стратегии: «сначала стратегия, затем структура» (Chandler, 1962)
Основные принципы формирования организационной структуры университета в современных условиях Концентрация ресурсов для создания «центров превосходства» Создание мобильных, внешне ориентированных структур Поиск новых источников доходов Стимулирование развития академических подразделений Развитие инновационного мышления и предпринимательской культуры
Сетевое понятие современного университета Университет- это сеть полуавтономных подразделений в рамках некоторой супер-структуры, имеющих большое количество внешних прямых и обратных связей
Особенности современного университета Ресурсы (имущество, знание и др.) децентрализованы и распределены во всей организации Интеграция достигается через широкое горизонтальное взаимодействие (матричные структуры), общую для всех стратегию, стандарты и ценности Координация со стороны администрации академических, исследовательских и инфраструктурных институтов на основе единой стратегии
Адаптация университета к внешней среде Повышение роли и ответственности администрации (администратор рассматривается как менеджер) Переход к принципу взаимодействия администрации с профессорско- преподавательским составом Политика вовлечения сотрудников, расширения горизонтального и вертикального взаимодействия, создания сетей, децентрализации
Спасибо за внимание