Адаптация первоклассников
Условия необходимости психологической адаптации к школе - меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. - у ребенка происходит смена ведущей деятельности: с игровой на учебную. - с поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, её центром становится учитель.
Этапы адаптации: Первый этап - ориентировочный, " физиологическая буря". Второй этап - неустойчивое приспособление. Третий этап – относительно устойчивое приспособление.
Три уровня адаптации: 1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет. Фактически низкий уровень адаптации является показателем школьной дезадаптации,.
Признаки успешной адаптации: Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он с удовольствием ее посещает. Ребенок на хорошем или высоком уровне справляется с программой. Самостоятельное выполнение учебных заданий. Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Советы родителям: Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Учите ребенка самостоятельности. Дайте ребенку уверенность, что с любой проблемой он может прийти к вам. Уважайте авторитет учителя. Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Будите ребенка спокойно.
Прощаясь, пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов. Не заставляйте делать уроки за один присест. После минут занятий необходимы минут «перемены» - желательно подвижной.
Не перегружайте ребенка. Хвалите его. Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Школьная отметка показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Искать такую деятельность, в которой ребенок может быть реализует себя.