Келлер Светлана Геннадьевна учитель английского языка МКОУ «Чистоозерская СОШ Завьяловского района»
«Великая цель образования - это не знания, а действия» Гербер Спенсер
Актуальность реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Процесс обучения- есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
1. Принцип минимакса. 2. Принцип деятельности. 3. Принцип психологической комфортности. 4. Принцип вариативности. 5. Принцип творчества.
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Через разнообразные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса
игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики использование игрушек активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
«Разрезанной информации» «Учимся вместе» Метод проектов.
проблемно – диалогическая технология; технология мини – исследования; организация проектной деятельности; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.»
Позиционирование учителя Учитель-профессионал демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Учитель - воспитатель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Учитель - психолог оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.