« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений» Педагог-психолог Павлова А. П. 1
2
«Исследование» - извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. В области теоретической деятельности – это: выдвижение гипотез; определение закономерностей; составление прогнозов развития. В области прикладной деятельности – это: предложения по улучшению функционирования рассматриваемых систем; усовершенствование технических систем на уровне предполагаемого изобретения; создание новых методов получения результатов; выпуск авторских материалов для широкого круга пользователей. 3
4 Расширить область личных и общечеловеческих знаний. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт. Формировать научно-исследовательские навыки. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
5 Создать условия, которые помогут студентам: определить текущие границы личных знаний; реализовать личный творческий потенциал в научно- исследовательской деятельности; проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования; на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус; самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования; самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например технические средства, компьютерные программы; расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований; увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.
6 I. Индивидуальная работа: задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий; задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего; наблюдение; анализ текста; навыки конспектирования, составления тезисов; подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов, подбор и составление списка литературы, эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения); анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов; помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.; задания на развитие умений по раскрытию темы сочинения (устного сообщения), приобретение навыков публичного выступления и.п.).
7 II. Групповая форма: моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование) позволяют глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри, предложить свои пути решения; работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей; семинары. составление презентаций по тем или иным исследовательским работам; III. Массовые формы: встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка предметных недель, олимпиад, участие в студенческих чтениях, научно-практических конференциях ОУ, городских, республиканских, федеральных мероприятиях.
8 1) организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей студентов; 2) проведение предметных олимпиад; 3) проведение исследовательских практикумов; 4) организация научно-практических конференций; 5) проектная деятельность студентов; 6) работа кружков и факультативов.
9 Выявление и поддержка студентов, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Развитие интеллектуальных, творческих способностей студентов, поддержка научно-исследовательской работы в техникуме. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
10