Формирование у обучающихся системы нравственных ценностей в ходе реализации образовательного процесса Цель: определить способы реализации воспитательных целей на уроке
Цель воспитания, при обучении в любой области познания, – это воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.
Нравственные ценности: -воспитание нравственных чувств и этического сознания; -воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,жизни; -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде (экологическое воспитание); -воспитание ценностного отношения к прекрасному( эстетическое воспитание)
«Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мыль и есть главное на уроке»
У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира» (В.А. Сухомлинский)
Стадии воспитания любого качества: Возбуждение -восприятие,готовность включиться в единое информационное поле; Побуждение ((подкрепление) к адекватным действиям; Генерализация – способность к адекватным действиям
Формулировки воспитательных целей: вызвать заинтересованность в изучении… пробудить любознательность… возбудить готовность решать задачи самостоятельно; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в…
Хорошее начало- половина дела. Без начала –нет конца. «раскручивание формулировки темы»; постановка проблемной ситуации выполнение упражнений; Практическая работа исследовательского характера;
Воспитательный потенциал урока содержат: Творческие задания; Разные виды контроля; Словесная оценка учителя; Этап рефлексии
Ян Амос Коменский Учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе»
Признаки психологического климата на уроке: дружеское единение в системе «учитель-ученик»; внутреннего, уверенного спокойствия; защищенность всех членов классного коллектива; разумная и полезная деятельность всех на уроке; умение быть сдержанным в движениях и словах
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: - при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; -использовать на этапе актуализации инновационные технологии; - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; -применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; -проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
«Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками становления для каждого твоего воспитанника» ( Ш.А. Амонашвили)