В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( например, совместный выпуск газеты, альбома, охрана леса в разных местностях, знание правил написания слов и др.) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)деятельность учащихся. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из них задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Использование данного метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учителю необходимо: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов; уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный подъём, направляя на поиск решения поставленной проблемы;
Этапы работы над проектом
1 этап Подготовка. Проведение вводной беседы с целью: формирование первичного представления об изучаемом объекте; формирование интереса к данной теме; создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.
2 этап Организация проектной и исследовательской работы Выбор темы и целей продукта; Определение количества участников проекта, состав групп; Обсуждение способов сбора и анализа информации; Планирование итогового продукта; Отчёт (устный, письменный, с демонстрацией материалов); Фильм, макет, сборник и др.; Конференция, праздник и т.п.; Распределение обязанностей среди членов команды; Определение источников информации.
Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: Интервью Опросы Наблюдения Изучение литературных источников, интернет Организация экскурсий Проведение экспериментов и др. Анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов
3 этап Представление готового продукта (презентация) Представление результата работы в разнообразных формах
4 этап Оценка процессов и результатов работы