ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЕССЕНТУКСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » : основные изменения и новации Ноябрь 2013 год Семинар для руководителей образовательных учреждений города Ессентуки
Понятийный аппарат
Система образования
Структура системы образования
Виды образования
Уровни общего образования Что изменилось: Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования Уточнение наименования: теперь среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование» Ступени общего образования = Уровни общего образования. Термин «ступень» в новом Законе не используется
Уровни профессионального образования Что изменилось: 1. Вводится два вида программ СПО: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) подготовка специалистов среднего звена 2. НПО включено в систему СПО как подготовка квалифицированных рабочих (служащих) 3. Введен третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки) 4. Докторантура выведена из системы образования в сферу науки
Обратите внимание, что:
Сохранится ли послевузовское образование (аспирантура)? Уровень образования, который сейчас называется «послевузовским профессиональным образованием» трансформируется в третий уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации. К числу данных программ относятся программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Становится ли дошкольное образование обязательным? Федеральный закон 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.
былостало ФГОС и ФГТ
11 Образовательные программы былостало
Основные образовательные программы
Дополнительные образовательные программы
Примерные основные образовательные программы
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ
Новшества при реализации образовательных программ
Формы получения образования и формы обучения В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения: Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Стажировка – особая форма обучения по дополнительным профессиональным программам (ч. 12 ст. 76)
Сохранится ли домашнее обучение? Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано на дому или в медицинских организациях. Таким образом, возможность обучения на дому для указанных категорий обучающихся в новом законе сохраняется, причем обучение на дому является формой получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В новом Законе отсутствует такая форма обучения как экстернат. Значит ли это, что экстернат исчез совсем? Такая форма получения образования, как экстернат, новым Федеральным законом не предусматривается. Экстернат является не формой получения образования, а формой прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье, либо самостоятельно, либо по основным образовательным программам, не прошедшим государственную аккредитацию.
Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении
ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы, которые они вправе реализовывать
Будут ли сохраняться какие-либо видовые отличия общеобразовательных учреждений, например, просто школа и лицей? Федеральным законом 273-ФЗ предусматривается только деление на типы. Типом образовательной организации, реализующей школьные программы, является общеобразовательная организация. Однако сохраняется вариативность содержания образования, профильность программ и углубленное изучение отдельных предметов, предметных областей (ч. 4 ст. 66). Предусмотрена также возможность сохранения в наименования таких школ (гимназии, лицеи и т.д.) специальных названий как указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности (ч. 6 ст. 23). Как по новому Закону будет регулироваться деятельность детских садов – начальных школ? Отсутствие формального выделения для таких образовательных организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, новый Закон не запрещает функционирование детских садов – начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация. При этом слова в наименовании «детский сад – начальная школа» тоже могут быть сохранены как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) (ч. 6 ст. 23).
Является ли детский дом по новому Федеральному закону «Об образовании в РФ» образовательной организацией? Если в детском доме не реализуются образовательные программы (дети получают общее образование в близлежащей школе), то детский дом не является образовательной организацией и должен быть отнесен к стационарным учреждениям социального обслуживания. Если общее образование в детском доме предоставляется, то он может получить статус общеобразовательной организации (с дополнительно осуществляемой функцией интерната для детей-сирот, ч. 7 ст. 66 Федерального закона 273-ФЗ) либо быть отнесен к учреждениям социального обслуживания, осуществляющие обучение (ч. 3 ст. 31 Федерального закона 273-ФЗ) Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 Федерального закона 273-ФЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации. Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию рассматриваемых образовательных организаций. Наоборот, ч. 5 ст. 79 Федерального закона 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наименование образовательной организации Наименование должно содержать: Организационно-правовая форма Тип образовательной организации Собственник имущества (для АУ) Наименование может содержать: Специальное наименование (по желанию, исходя из уровня и направленности реализуемых образовательных программ, особых условий их реализации, осуществления лечения и реабилитации, наличия интерната, содержания и т.д.) * Более подробно см. Разъяснения о наименовании образовательных учреждений (Письма Минобрнауки России от ДЛ-151/17 и от ДЛ-187/17)
Можно ли сохранить в названии образовательного учреждения слово «математический»? Да, наименование образовательной организации может включать в себя различные слова, описывающие особенности деятельности этого учреждения. Ч. 6 ст. 23 Федерального закона 273-ФЗ закрепляет, что в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно- исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей знаний», где «муниципальное» - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» - указание на организационно- правовую форму; «бюджетное» - указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); «общеобразовательное» - указание на тип образовательной организации; «Лицей знаний» - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Каким будет наименование муниципальной школы по новому закону?
Расширены требования к размещению информации на сайте образовательной организации Более подробно см. ст. 29 Федерального закона 273-ФЗ и Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
УСТАВ И ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
Содержание устава Было Обширное содержание: ст. 13 Закона РФ «Об образовании» насчитывала свыше 25 пунктов обязательного содержания устава Стало Содержание существенно сократилось: ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» насчитывает всего 4 обязательных пункта Часть содержания будет перенесена в локальные нормативные акты
Принятие устава Было В соответствии с п. 2 ст. 13 и пп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения разрабатывался и принимается коллективом образовательного учреждения и утверждался его учредителем Стало Федеральный закон 273- ФЗ (ч. 1 ст. 25) закрепляет, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. Иначе говоря: Устав сначала принимался образовательным учреждением, а затем утверждался учредителем Иначе говоря: Поскольку значительная часть содержания устава перемещается в локальные акты, то снимаются избыточные механизмы принятия устава Уставы должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом 273-ФЗ до
Локальные акты При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в ряде случаев представительных органов работников (при их наличии). Данные локальные акты размещаются на сайте образовательной организации в сети «Интернет»
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Финансирование общего образования Система финансирования общего образования с двух уровней (региона и муниципалитета) сохраняется. Аналогичная система распространяется на финансирование дошкольного образования (с )
Платные образовательные услуги Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период
Платные образовательные услуги
Ограничения платной образовательной деятельности
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лицензирование
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Права обучающихся
Гарантии завершения обучения по образовательной программе
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
Дисциплинарная ответственность обучающихся Федеральный закон 273-ФЗ предусматривает:
Виды дисциплинарной ответственности обучающихся
Порядок применения мер дисциплинарной ответственности обучающихся Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания установлен Приказом Минобрнауки России от
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания
Порядок отчисления обучающихся
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Основные изменения
Конфликт интересов педагогического работника Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48) Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Заработная плата В соответствии со ст. 74 ТК РФ необходимо уведомить работников не менее, чем за два месяца, несмотря на то, что общий размер заработной платы может не измениться
Гарантии уровня заработной платы при расчете нормативов финансирования ч. 3 ст. 99
Педагогические работники В рабочее время включаются все виды педагогической работы, как аудиторной (уроки), так и неаудиторной (методической, воспитательной, и иной) (ч. 6 ст. 47) *только для научно- педагогических работников
Педагогические работники Учебная (преподавательская) Другая педагогическая работа Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника