Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Адаптация.
Причины плохой адаптации Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научиться пользоваться справочниками, словарями, спрашивать о значении непонятных слов взрослых. Чувство одиночества из – за отсутствия первой учительницы, а кл. рук. Не удаётся уделить всем необходимое внимание.
Физиологические проблемы пятиклассников Изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки. Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме. Изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашнего задания. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов, овощей. Организация правильного питания. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка как главных условий сохранения здоровья.
Психологические проблемы адаптации пятиклассников Повышения уровня тревожности семьи, связанные с обучением ребёнка в 5 классе. Повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации от тех требований, которые предъявляют ребёнку семья, окружение. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации ребёнка, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты. Состояние его физического здоровья, связанные с его возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классе. Влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей).
Рекомендации для родителей Проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические, психические наказания. Учёт темперамента ребёнка (медлительные дети труднее адаптируются). Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за учебной деятельностью. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Развитие самоконтроля, самооценки, самодостаточности ребёнка.