О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Краснова Наталья Кимовна, временно замещающая должность Заместителя министра образования Иркутской области
2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
Межведомственный координационный совет (Фурсенко А.А.) Методическое объединение (Данилюк А.Я.) Рабочая группа по созданию учебников (Шахнович М.М.) Региональные советы Апробацию введения ОРКСЭ осуществляли:
основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений
Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Курс ОРКСЭ Включает 6 самостоятельных составляющих (модулей) : по 2 учебных часа в неделю за счет часов регионального и школьного компонентов IV четверть 4-го класса (17 часов) I четверть 5-го класса (17 часов)
Структура Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни (1 час) человека и общества (1 час) Основы религиозных культур и (16 часов) светской этики. Часть 1 (16 часов) Основы религиозных культур и (12 часов) светской этики. Часть 2 (12 часов) Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блок 1 (общий для всех модулей) Блок 4 (общий для всех модулей) Блок 2 Блок 3
«Основы светской этики» - 42% «Основы православной культуры» - 30% «Основы мировых религиозных культур» -18% «Основы исламской культуры» - 9% «Основы буддийской культуры» - 1% «Основы иудейской культуры» - менее 1% Выбор модулей
Правовая база введения ОРКСЭ: Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»); Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П ); Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П ); Письмо Министерства образования и науки РФ МД-942/03 от 18 июля 2011 года; Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года 424; ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373"); Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года 1578-р, (протокол заседания от г МД-30/03 пр. 7). Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года МД-1427/03;
Соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства Сотрудничество органов исполнительной власти с религиозными организациями Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению Обеспечение учета запросов граждан
«Мы основываемся на том, что государство должно быть нейтральным и к религии, и к атеизму, создавая условия для получения знаний о роли религии в развитии общества. Отношение к религиям в школе должно быть познавательным, а не вероучительным.» А. Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»
Примерный перечень необходимых нормативно- правовых актов при введении курса ОРКСЭ «О создании и составе Межведомственной рабочей группы (Координационного совета) по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ»; «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»; «Об организации повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»; «Об утверждении плана основных мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»; «Об изменениях в региональном учебном плане общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»; «О проведении мониторинга хода введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»; Инструктивно-методические письма руководителям муниципальных органов управления образованием. на уровне региона
«Об организации муниципальным органом управления образованием выбора модулей»; Рекомендации по обеспечению выбора модуля курса ОРКСЭ «Об организации оплаты труда учителей ОРКСЭ»; «О планах работы по организации введения комплексного курса ОРКСЭ»; «О мониторинге процесса введения комплексного курса ОРКСЭ»; «О создании районного методического объединения учителей, преподающих курса ОРКСЭ»; «Об утверждении списков учащихся 4-5-х классов»; Примерный перечень необходимых нормативно- правовых актов при введении курса ОРКСЭ на муниципальном уровне
«Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями и обучающимися 4-х классов» «О назначении учителя для преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»; «О внесении изменений в учебный план»; «О распределении учебной нагрузки»; «О формировании групп по изучению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; Примерный перечень необходимых нормативно- правовых актов при введении курса ОРКСЭ на уровне ОУ
Безотметочное обучение – мнения учителей разделились 50/50 Разрыв в обучении по ступеням – спорный вопрос Сельские школы с малой наполняемостью классов – сложности обеспечения выбора модуля по желанию Неприятие родителями любых форм знакомства с религией Вопросы и проблемы
Спасибо за внимание!